Активная автомобильная антенна. Активная автомобильная антенна: назначение и типы принимающих устройств, особенности установки и эксплуатации Лучшие внутренние автомобильные антенны

06.06.2016

Поездки без магнитофона в машине превращаются в настоящую скукотищу. Много интереснее настроить любимую радиостанцию и окунуться в мир прослушивания любимой музыки. И действительно, так комфортнее перемещаться даже по скучной загородной дороге. Но одной из главных проблем для автолюбителей является выбор антенны. Многие автолюбители часто не знают, какие характеристики являются наиболее важным, а также чему уделять внимание при выборе. Рассмотрим эти вопросы более подробно.




Назначение и характеристики

Задача антенны - преобразовать электромагнитные волны, поступающие от различных источников, в специальный сигнал, имеющий форму электрического тока. Возможен и обратный процесс, когда электрический сигнал преобразуется в ЭМ волны. Такая опция говорит о том, что одна и та же антенна может выполнять несколько функций - улавливать сигнал и передавать его. Если же антенна сама по себе не способна ловить сигнал, то ни один усилитель не способен ей помочь.


Первое, чему стоит уделить внимание - размер антенны. Из курса физики известно, что ЭМ имеют две главные характеристики - длину и вектор поляризации (параметры каются магнитной и электрической составляющей). В случае, когда речь идет электрической части, то волны делятся на два вида - горизонтальные и вертикальные. Действующие сегодня радиостанции работает по принципу вертикальной поляризации. В свою очередь, станции, которые ведут телевещание, наоборот, работают по принципу горизонтальной поляризации. При выборе антенны стоит учитывать ее параметры, которые должны быть соизмеримы с длинной волны. Что касается поляризации волн, то здесь важен не только размер, но и правильный выбор позиции изделия.


Зависимость размера антенны и длины принимаемых (отправляемых) волн - целая наука. Если пояснить этот момент простыми словами, то требование обусловлено необходимостью вхождения в резонанс с ЭМ колебаниями. Только в этом случае антенна будет работать с максимальной эффективностью, и преобразовывать ЭМ волну в напряжение необходимой величины. В последующем электрический ток может быть усилен и преобразован в магнитоле (приемном устройстве).


Понятие настройки важно для антенны, ведь в этом случае последняя сможет выборочно подходит к приему тех или иных сигналов. С другой стороны, окончательный процесс селекции лежит на приемнике. Если верить техническим обоснованиям и проведенным экспериментам, то наибольшую эффективность показывают антенны, которые имеют обычный вид штыря. При этом длина устройства должна быть равна четверти длины волны средней части диапазона.



  • 1. Наружные антенны. В этом случае сигнал, который принимается антенной, направляется к приемному устройству без потери качества. Но для достижения таких результатов антенна должна быть согласована с фидером (кабелем), а соединяющей кабель - с магнитолой. Эти условия несложно выполнить, если антенна имеет ¼ длины, сопротивление кабеля составляет 75 Ом (для телевизионного кабеля), а вход приемник правильно просчитан и грамотно выполнен.

Качество распределения волн в воздухе имеет тесную связь с длиной волны. Так средние и длинные волны огибают поверхность, то есть распределяются глобально. Что касается коротких волн, то здесь распространение происходит за счет множественного отражения. Существуют также и ультракороткие волны, которые являются наиболее слабыми и работают только в пределах прямой видимости. При этом у каждой из типов волны имеется свое назначение.


К примеру, длинные и средние волны в автомобильных антеннах необходимы только для приема радиосигнала. Здесь в производстве каких-то специальных антенн нет необходимости, ведь такие сигналы обладают достаточной мощностью. Если антенна и поймала сигнал, то он будет качественным (принцип такого приема часто называют «на гвоздь»).


Аналогичным является принцип при работе в диапазоне коротких волн. Разница только в том, что здесь становится доступной уже и связь. Кроме любительского варианта связи, на КВ выделяется «кусочек» и для владельцев транспортных средств. Действующие частоты здесь - 26,97-27,85 мГц. Такие диапазоны носят название CB (си-би).


Большая часть современных антенн настроены на прием ультракоротких волн. При этом диапазон приема ограничен частотами 66-108 мГц. Здесь стоит выделить две категории частот - «советскую», которая была принята еще в СССР (66-74 мГц) и «зарубежную», работающую в диапазоне 88-108 мГц (ФМ волны). Название FM расшифровывается как «frequency modulation» или частотная модуляция. Получается, что при обозначении типа антенны у нас ориентируются на длину волны, а за рубежом - на тип ее передачи. При этом тонкости работы остаются неизменными.



  • 2. Внутренние антенны. Если антенна внутренняя, то она может быть двух видов - съемная и стационарная. В последнем случае изделие вклеивается в стекло. Главное удобство внутренних устройств - в надежности. Их сложно сломать или украсть. Другое дело, что качество сигнала таких изделий оставляет желать лучшего. Проблема в том, что «усики» антенны находятся горизонтально притом, что поступающий к антенне сигнал имеет вертикальную направленность. Кроме этого, в условиях города сигнал регулярно меняется, что усложняет «жизнь» для антенны. Но стоит выехать за город, чтобы столкнуться с рядом проблем.

Для продвижения и популяризации товара производители снабжают антенные специальными усилителями, которые повышают качество сигнала. С другой стороны, если антенна не способна принять сигнал, то и усилитель будет бесполезен. Антенные усилители хороши в том случае, когда между антенной и приемником имеет место длинный провод (часто именно он становится причиной ухудшения качества сигнала).


Считается, что если длина провода до 5 метров, то при движении за городом (когда нет нормального сигнала) усилитель малоэффективен. Все, что он может - усилить шумы, а в пределах города - добавить помех. Вот почему многие разработчики антенн ставят специальные переключатели «город-трасса». На самом же деле принцип действия такой системы прост - при переключении на «город» усилитель отключается.


Практика показывают, что лучшим усилителем является качественная антенна, а лучший выбор из антенн - установка наружного изделия (при учете поляризации и длины волны). Если рассматривать ФМ диапазон, то наибольшего качества звука можно добиться от штыря, имеющего длину в 75 сантиметров.


Главный недостаток наружных антенн в том, что их легко сломать. Вот почему при выборе такого изделия стоит ориентироваться на высоту гаража и конструктивные особенности своего авто. Также стоит заранее продумать, тонкости проведения кабеля к приемному устройству, место для монтажа и прочие моменты. Оптимальный вариант кабеля - применение экранированного и цельного изделия, в котором нет паек или мест соединений на всем расстоянии, начиная от приемного устройства и до самой антенны.



  • 3. Антистатические антенны. Отдельно стоит выделить еще один тип устройств - «чудодейственные» антенны, которые по заявлению производителей способны снять статическое электричество с корпуса машины. Подобное нововведение в автомобильной промышленности было подсмотрено в авиационной сфере. Так, на самолетах есть специальные «кисточки» на краях крыльев, в задачу которых входит устранение статического заряда. Здесь принцип тот же. Но в автомобилях это не работает, ведь для исключения появления статического заряда автомобиль должен перемещаться со скоростью самолета. Кроме этого, антистатические антенны фиксируются на двойной скотч, что вместе с лакокрасочным покрытием делает процесс снятия статики невозможным.



Параметры антенны


  • Волновое сопротивление. Стандартные антенны, которые работают в CB-диапазоне, имеют сопротивление волны, равное 50 Омам. В ряде случаев они коммутируются с приемным устройством через коаксиальный кабель, который имеет сопротивление 50 Ом (как правило, это PL-259). Личное волновое соединение большей части антенн имеет объем, равный 50 Омам. Вот почему между фидером и антенной включается согласующий прибор. Главная сложность в том, что измерить волновое сопротивление с помощью специального прибора невозможно.



  • Число каналов или полоса пропускания. Этот параметр характеризует диапазон частот, в котором антенна способна работать без настройки. Сложность в том, что параметр КСВ на пределе полосы пропускания часто не прописывается в параметрах, поэтому сравнить полосы пропускания разных моделей антенн не представляется возможным. Но есть выход. Благодаря тому, что шаг сетки между каналами составляет 10 кГ, то по числу каналов удается определить пропускную способность антенны. Формула выглядит следующим образом: Полоса (кГц) = Число каналов * 10 кГц.



  • Коэффициент усиления. По этому показателю видно, во сколько раз меняется сигнал на выходе антенны в сравнении с аналогичным показателем эталонного устройства. В процессе измерения в учет берется сигнал от одной радиостанции. Измерение коэффициента усиления антенны приводится в относительных единицах. Проблема в том, что производители не всегда прописывают этот параметр на своих устройствах. Специалисты рекомендуют при покупке антенны ориентироваться на коэффициент усиления, но делать это с большой осторожностью. И здесь стоит учитывать размеры антенны. Так длинные изделия отличаются большим усилением. Специальные антенны, у которых предусмотрена удлинительная катушка, отличаются большим усилением, чем у антенн одного размера.


  • Проводимая мощность. По этому параметру можно судить о максимальной мощности, которую может иметь передатчик в случае применения этой антенны. В случае превышения максимально допустимой мощности может произойти пробой или тепловой разрушение. Для антенн промышленного типа допустимо предельная мощность, равная 10 Вт.


  • Ветроустойчивость. Этот критерий важен, хотя многие автолюбители при выборе антенны его игнорируют. По показателю ветроустойчивости можно судить, при какой скорости ветра антенна может быть разрушена. На этот показатель особенно важно обращать внимание в регионах, где имеют место ураганные ветры. Кроме этого, ветру подвержены антенны, которые устанавливаются на магнитном основании.

Эта разработка была сделана для профессиональных нужд. Требовалась скрытая и защищенная на автомобиле. Решение далось не сразу - щелевые антенны малоизвестны, а на КВ применяются очень редко. Приходилось долго доказывать заказчикам, что это может работать (что смешно, сразу после измерений напряженности поля, показывавших, что антенна нормально излучает). У многих вызывала детский азарт: и сеткой автомобиль накрывали, и водой обливали, и по днище в воду ставили. Ничего не помогало, железяка кузова упорно продолжала излучать. Одна из самых повторяемых вещей - мне известно более чем о 2000 случаев. Статья в журнале в 1996 году преследовала рекламные цели, и многое там было опущено. Но даже в таком виде была многократно "содрана" на разных сайтах. Ниже дается расширенный вариант статьи, включающий те самые опущенные в журнале тонкости.

Кузов автомобиля в качестве антенны

При использовании в автомобилях радиопередатчиков наиболее трудной задачей является выполнение согласованной антенны. В данной статье рассматривается принцип использования кузова автомобиля как скрытой и согласованной передающей антенны на частотах от 20 до 200 .

Обзор существующих типов автомобильных антенн

Минимальные размеры эффективного излучателя должны быть не менее l /4. При уменьшении размеров его КПД падает очень резко: пропорционально квадрату укорочения. Когда антенна является передающей, ее малый КПД безвозвратно снижает излучаемую мощность и соответственно уменьшает дальность радиосвязи. Поэтому несмотря на все рекламные заверения о эффективной работе очень маленьких чудо-антенн надо относиться как минимум иронично.

Самой простой автомобильной антенной является укороченный снизу катушкой штырь на крыше. Это неплохое решение, кроме тех случаев, когда наружная антенна неприемлема (системы охраны, слежения, скрытой радиосвязи). В этих случаях необходимо, чтобы антенна была скрытой и недоступной воздействию на нее снаружи (угонщик первым делом сломает наружную антенну, и охранное устройство становится бесполезным).

Для решения этой проблемы как правило используется короткая спиральная антенна, расположенная внутри салона у стекла. Она фактически представляет собой свернутый l /4 штырь, но так как она размещена внутри металлического кузова, эффективность ее сильно снижается из-за экранирующего эффекта. Кроме того, спиральная антенна имеет очень узкую полосу, что требует тщательной настройки антенны и делает, невозможным ее использование во всей полосе частот.

Использование кузова автомобиля в качестве щелевой антенны

Наша задача сводится к следующему: отыскать в автомобиле конструктивную щель с общей длиной не менее 1,5...3 м (для эффективной работы в диапазоне 20..30 MHz) и обеспечить ее возбуждение. На любом автомобиле таких мест можно найти несколько, но желательно, чтобы конфигурация щели была примерно одинакова для разных типов автомобилей, с тем чтобы сама антенна, ее параметры и устройство согласования с кабелем получились бы унифицированными.

Также необходимо свести к минимуму вмешательство в конструкцию автомобиля при выполнении устройства возбуждения щели, потому это лишь теоретически хорошо подключать ВЧ в центре щели, а практически, если для этого надо сдирать краску и сверлить, то на это мало кто пойдет.

С учетом вышесказанного выбрана щель между крышкой багажника (ВА3 2101-2107 и аналогичные) или задней дверью (ВА32108, 2109, АЗЛК2141 и аналогичные) и кузовом автомобиля. Для обеспечения возбуждения необходимо произвести изоляцию фиксатора замка багажника как показано на рисунке 1.

При этом входными точками питания щели служат штатные болты крепления фиксатора замка багажника, вкручиваемые в кузов (корпусной вывод), и изолированный с помощью дополнительных прокладок от болтов крепления фиксатор замка, имеющий механический и электрический контакт с замком багажника и с крышкой багажника (сигнальный вывод).

Эта конструкция очень напоминает изоляцию металлических транзисторов и болтов их крепления от радиатора, и не представляет трудности для радиолюбителя. Конкретный способ изоляции может быть и иным (в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля), главное - обеспечить разрыв электрического замыкания через замок багажника, и обеспечить возможность подключения туда проводов. Один провод должен идти крышке багажника, другой - к корпусу кузова.

Обратите внимание, это щелевая антенна, поэтому крышка багажника не только не должна быть изолирована от кузова в своих поворотных петлях, а напротив должна иметь там качественный электрический контакт. Если такового нет или есть, но плохой (старые петли с ржавчиной), то надо проложить гибкую шину, соединяющую крышку багажника в петлях с корпусом (примерно такую же гибкую перемычку из толстой оплётки экранированного провода, которая устанавливается для снижения помех от зажигания). Причём такие перемычки надо установить в двух местах - по одной около каждой петли.

Всё, механическая часть работ по изготовлению антенны завершена. Осталось только подключить к лепесткам коаксиальный кабель и заняться измерениями. На рисунках 2 и 3 показаны экспериментальные зависимости КСВ от частоты для некоторых автомобилей.

"Москвич" АЗЛК 2142 и "Жигули" ВАЗ 2109 имеют почти совпадающий первый резонанс около 65 МГц (на этой частоте размеры автомобиля составляют около половины волны). Третья гармоника отличается более существенно, т.к. на нее сильно влияет форма автомобиля.

Для автомобилей Volvo 249, BAЗ 2104, ВАЗ 2106 и им подобных резонансы лежат выше, что говорит о том, что возбуждается в основном не весь кузов, а только зона багажника и прилегающего к нему металла. В итоге имеем готовую щелевую антенну с несколькими резонансными частотами, одна из которых совпадает с рабочей частотой. Достаточно подключить кабель питания к точкам с соответствующим . Но такое совпадение случается редко. Как правило, входной импеданс щели на рабочей частоте носит комплексный характер, что исключает непосредственное подключение питающего кабеля.

Поскольку размеры щели определяются конструктивными особенностями автомобиля и мы, естественно, не можем их менять, для обеспечения КСВ в кабеле, близкого к 1, используется , которое обеспечивает трансформацию комплексного сопротивления щелевой антенны в активное, равное волновому сопротивлению используемого кабеля. СУ размещается непосредственно около точек питания щели. То есть картина практически такая же, если бы имели диполь фиксированных размеров - низкий КСВ на резонансных частотах и комплексный входной импеданс на всех остальных. И точно также для возбуждения не на собственной резонансной частоте антенны требуется СУ в точке питания.

В диапазоне 20-30 MHz реактивное сопротивление щели является индуктивным, а активное лежит в пределах 8...15 Ом (последовательный эквивалент). Для согласования с кабелем в данном диапазоне, используется СУ, показанное на рисунке 4.

Широкополосный трансформатор TV1 1:4 (на феррите, обеспечивающий работу при заданной мощности и частоте) согласует сопротивление кабеля 50 Ом с активной частью сопротивления излучения антенны, а конденсаторы C1, C2 обеспечивают компенсацию индуктивной составляющей.

Коробочка с СУ монтируется (на винтах-саморезах) непосредственно у замка багажника. Выход СУ короткой (не более 50...80 мм) и толстой (сечение проводов 1..3 мм 2) витой парой изолированных проводов подключается к лепесткам замка багажника.

Указанное значение С2 относится к участку 25...28 MHz, на более низких частотах ёмкость C2 надо увеличивать. Точное согласование достигается единственной подстройкой – конденсатором C2. С кабелем 50 Ом на резонансной частоте КСВ не более 1,3. Полоса щелевой антенны на частоте 27 MHz по уровню КСВ<2 составляет 500..800 kHz. Это СУ обеспечивает хорошее согласование с большинством типов автомобилей.

Возможно в конкретном случае вашего авто (иная конфигурация щели, иная частота) будут проблемы с согласованием. В этом случае можно порекомендовать следующую методику:

  1. Подключить к щели полуволновой отрезок кабеля (электрически полуволновой, с учётом ) для нужной частоты. Причем (важно) подключаете его не прямо к лепесткам щели, а именно через ту витую пару (её длину определите сами, исходя их конструктивных возможностей закрепления СУ рядом с замком), которой в дальнейшем будет подключен выход СУ к замку багажника. Индуктивность этой пары - важная составная часть входного импеданса щели (именно эта величина была одним из ноу-хау).
  2. На свободном конце повторителя высокочастотным мостом произвести измерение импеданса, и под эту величину спроектировать СУ. В принципе можно обойтись и без измерений, просто взяв любое настраиваемое СУ нужного диапазона и добиться минимума КСВ.
  3. Сделать по полученным данным фиксированное и маленькое СУ, и установить его у замка багажника.

В диапазоне VHF, в зависимости от частоты СУ может иметь самые разные схемы. В отличие HF диапазона, в данном случае требуется аккуратная индивидуальная подстройка под конкретный тип автомобиля и рабочую частоту. Например, на частоте 144 MHz полоса по уровню КСВ < 2 составляет 5...7 MHz.

Полученные результаты

В обоих описываемых диапазонах (имеются в виду 27 MHz и 144 MHz) отмечались:

  1. Практически полное отсутствие влияния на параметры щелевой антенны предметов, находящихся в салоне автомобиля (люди, грузы) и вокруг (атмосферные осадки, другие машины, и т.д.);
  2. Низкий уровень напряженности электромагнитного поля в салоне (токи протекают по внешней поверхности и из-за поверхностного эффекта почти не затекают внутрь салона);
  3. Вертикальная (вспомним: горизонтальная щель, имеет вертикальную поляризацию), что хорошо сочетается с большинством автомобильных антенн, которые также имеют вертикальную поляризацию.

В диапазоне в горизонтальной плоскости близка к эллипсу с небольшим (около 3 dB) максимумом излучения, назад по оси автомобиля. Дальность связи такая же, как со спиральной антенной высотой 20 см или со штыревой антенной высотой 0,6 м с катушкой индуктивности, которые размещались на крыше автомобиля.

В диапазоне 144 MHz ДН в горизонтальной плоскости зависит от типа автомобиля и рабочей частоты и представляет собой сложную много лепестковую структуру без глубоких провалов с небольшим максимумом излучения назад. Дальность связи составляет 35%...50% от дальности при использовании l /4 штыря на крыше автомобиля.

Худшие параметры объясняются более близким к земле расположением точек питания антенны и плохой проводимостью железа кузова в этом диапазоне. Для 144 MHz железо кузова проводник совсем плохой - поэтому при больших в длинах волн размерах щели эффективность получается невысокой. Впрочем, если у вас кузов оцинкованный, или лужённый, то эффективность щелевой антенны заметно возрастёт.

Используя описанные принципы, при соответствующем выборе точек подключения к кузову и схемы СУ можно обеспечить работу кузова автомобиля любой марки как резонансной антенны в любой точке 20...200 MHz. Конечно эффективность такой антенны уступает штырю на крыше, но в случаях, когда важна скрытость антенны, кузов - лучшее решение.

Автомобильная антенна - это целая наука. Когда-то было немного проще. Выбор был небольшой, что есть то и лепили к автомагнитоле. А если она еще и сигнал «средней паршивости» принимала, то это и вовсе был «Голливуд».

На сегодняшний день проблема усложняется чрезмерно большим ассортиментом. Поэтому, выбор автомобильной радиоантенны зачастую приводит в тупик неопытного автовладельца. Большое количество брендов этого рынка, один лучше другого, предлагают неплохие варианты, и каждый твердит о неповторимости и уникальных возможностях своего ассортимента.

Что за странные шифровки: UKW, FM, АМ?

Что такое радиоэфир - это передача по принципу - электромагнитная волна – радиоприемник. Именно по такому принципу звук и модулируется, имя такому способу - АМ – амплитудная модуляция. ЧМ - расшифровуется, как частотная модуляция. FM – диапазон, для нас более привычный под названием УКВ.

Автомобильная антенна FM – это не более чем «забугорная» маркировка в отличие от АМ.

Обе аббревиатуры обозначают ультракоротковолновый диапазон. К примеру, немецкое оборудование маркируется UKW. Сегодняшнему автомобилисту в связи с глобализацией и серьезными разработками некоторых брендов, облегчают ручную настройку, так как большая часть фирменных автомобильных антенн оснащены переводом, так что вы без труда сможете разобраться с параметрами.

И так давайте разберемся, как выбрать автомобильную антенну и «не промахнуться»

В принципе у всех автомобильных антенн одинаковые тактико-технические характеристики, все они в той или иной степени подвержены помехам, какими богаты и радиоволны больших городов. Большинство антенн «теряют волну» при определении от передатчика.

Что же делать? Выбрать то надо! Поэтому кроме возможностей и характеристик автомобильной радиоантенны необходимо ориентироваться на сам тип, а также способ ее установки.

Я, конечно, мог бы вам посоветовать, GSM-антенну или GPS аналог, которая скомбинирована с АМ/FM/TV приемом, однако если вы не хотите устанавливать ТВ, то автомобильная ТВ антенна вам просто ни к чему. Точно также и с GPS, если нет навигатора зачем GPS-антенна.

Так что, прежде всего, определитесь с назначением антенны, заранее «прикидывайте» свои возможные будущие предпочтения и желания. Пока вы думаете, предлагаю рассмотреть обычную автомобильную радиоантенну, точнее варианты ее установки на вашу машину. Что касается выбора, то это в любом случае предстоит делать вам самим, я могу лишь посоветовать исходя из своих познаний, предпочтений и расположения к тому или иному бренду или производителю.

Возможные варианты автомобильных антенн

Наружные автомобильные антенны

Явное преимущество наружной автомобильной радиоантенны заключается в гораздо лучшем качестве приема радиоволн на длинных и средних частотах. Внутрисалонная автомобильная антенна обладает несколько худшим сигналом.

Антенны, имеющие магнитное основание. Характерные отличия - быстрое позиционирование и такой же способ настройки и демонтажа - основные преимущества антенны такого типа. Следует быть внимательным по отношению к магнитному основанию, поскольку слабый магнит может стать причиной того, что совершая какой-нибудь маневр или экстренное торможение, слабый магнит антенны может просто слететь с крыши или багажника. Хорошо если рядом не будет никакого транспорта и скорость будет небольшой…

Неприятное отличие наружного типа магнитных антенн - нанесение вреда лакокрасочному покрытию автомобиля, а само место установки магнита нужно будет регулярно полировать.

Антенны на струбцинах или желобовые антенны

Они характерны тем, что их крепят на водосток. В случае если модель вашего автомобиля не предусматривает водосток, или же он пластиковый - такой вариант радиоантенны не для вас.

Есть также вариант под названием декоративные антенны. В принципе такой тип автомобильных антенн не столько устройство для приема сигнала, сколько элемента дизайна автомобиля.

При выборе такой автомобильной антенны для радиостанции, нужно обратить внимание на так называемый приёмный пруток. Эти прутки бывают разные по своей: длине, форме, материалу. Не перестарайтесь при выборе необходимой длинны. Принципиальной разницы относительно приема сигнала нет, так, чисто с эстетической точки зрения. К примеру, в лесу слишком длинный пруток может быть поврежден.

Длинная антенна, или как еще ее называют «удочка», способна предоставить серьезные неприятности. К примеру, иногда она способна даже разбить фару вашего же автомобиля. Обращайте внимание при выборе приемного прутка. На то насколько удобный его монтаж/демонтаж пригодится при въезде на автомойку, например.

Несколько слов о «телескопе».

Разницы в приеме сигнала нет, однако телескопический тип антенны может создать проблемы в зимнее время, в случае обледенения автомобиля. Вплоть до полного выхода из строя моторчика или привода подъемника.

Этот интересный пост расскажет вам о назначении странных антенн и приспособлений, которые устанавливают на правительственные автомобили и автомобили сопровождающего кортежа. Итак, читаем подробное описание всех таких приспособлений в продолжении поста.

С чего началось

Появление непонятных антенн и других приспособлений на крышах автомобилей берет начало со времен СССР. В те времена КГБ и другие спецслужбы использовали их для обеспечения конфиденциальной связи, прослушки и пр. Использовали их в армии и Гараже Особого Назначения (ГОН) - при перевозке высших лиц государства.

Со временем, в 90-х, стали появляться спецприборы и на автомобилях криминальных авторитетов. Они получили распространение после того, как повсеместно начали взрывать машины с сидящими в них «шишками». Последние то и ввели моду на установку антенн спецсвязи, защищающих от радиоуправляемых взрывных устройств.

Наглядный пример

Довольно проблематично узнать, что на самом деле есть в автомобилях президентского кортежа, например. Но частично раскрывает тему обеспечения безопасности при передвижении один из автомобилей кортежа Барака Обамы.



Это автомобиль радиоэлектронной борьбы, который есть у Госдепартамента и Секретной службы. Он используется для подавления ракет класса воздух или земля, постановки помех и/или радиоперехвата, блокировки радиоуправляемых взрывных устройств. Подобные антенны и приборы есть и у правительственной «верхушки» Украины. В частности, у президента. В кортеже всегда есть по меньшей мере одна машина с «рожками».

Плюс к этому на Мерседесе, в котором ездит сам Янукович присутствует на первый взгляд обычная антенна. Но она необычная…

Ведра или черные горшки

Большинству интересно знать, что за черные «ведерки» можно встретить на правительственных и просто дорогих автомобилях. Некоторые путают их с мигалками, якобы накрытыми чехлами. К слову, когда в 2011-м году СМИ написали о кортеже нардепа от ПР Юрия Иванющенко (в узких кругах - Юра Енакиевский), журналисты и перепутали «ведерки» с мигалками. Уже после публикации в качестве «P.S.» было дописано, что это вовсе не мигалки, а якобы «Пелена».

«Пелена». В интернете вам вряд ли удастся найти точные характеристики и предназначение этого комплекса. Впрочем, как и узнать стоимость. Да и компания, которая занимается в Украине продажей и установкой подобных «девайсов» крайне не публичная. Тем не менее, она часто фигурирует в тендерах на закупку спецоборудования для СБУ и других ведомств. Имя ей - научный производственный центр «Инфозахист». Основной принцип НПЦ - ни явно, ни косвенно не называть своих клиентов и заказчиков, поскольку даже сам факт обращения фирмы-заказчика может быть использован недоброжелателями в своих целях.

Радиоэлектронный комплекс «Пелена» предназначен для защиты от радиоуправляемых взрывных устройств, а также для защиты технической информации. Кроме того данный комплекс служит для блокирования сотовых телефонов. В комплект входит 6 антенн (разного вида, включая «ведра») и металлический моноблок (зачастую помещается в багажное отделение). Стоимость такого комплекса - порядка 20-25 тысяч долларов.

Стоит отметить, что есть и другие комплексы, выполняющие приблизительно те же функции, что «Пелена». Есть зарубежные аналоги. Есть производства СНГ. Например, иногда можно встретить на VIP-авто и комплексы от Конструкторского Опытного Бюро Радиоаппаратуры «КОБРА».

Малозаметные антенны

В странах СНГ они представлены, в основном, как старыми, так и новыми «Кавказ», «Карат», «Ангстрем» и «Роса». Все это комплексы спецсвязи, которые, если внедряться в подробности, имеют существенные отличия. Одним из первых, кто начал их использовать, является Леонид Ильич Брежнев. Именно на его авто можно увидеть установленные под углом полуметровые антенны от системы правительственной подвижной радиосвязи «Роса».

Применение каждого из этих комплексов заключается в обеспечении защищенной связи руководителей силовых структур и правительственных чиновников. Чтобы было понятнее, в чем заключается спецсвязь, для примера рассмотрим «Кавказ» (и вспомним заодно антенну на Мерседесе Виктора Федоровича).

«Кавказ». Разделен на 7 кодовых групп. В зависимости от типа может обеспечивать как просто защищенную телефонную и документальную связь, так и связь с подвижными объектами (самолетами, кораблями и пр.). Комплексно использует каналы проводной, коротковолновой и спутниковой связи. Версия же «Кавказ-7» представляет собой защищенный канал телекодовой связи с целью незамедлительного доведения информации о ядерном нападении до первых лиц государства независимо от их местонахождения и трансляции в систему централизованного боевого управления принятого решения (санкции) на организацию ответных действий (применение ракетно-ядерного оружия).

На автомобилях распознать наличие «Кавказа» можно по антенне в виде 25-30-сантиметрового штыря с треугольным основанием, установленного под углом 60-70 градусов.

Антенны других комплексов выглядят похожими на «Кавказ», но все же другие. Впрочем, у нас тут не кружок радиолюбителей, так что не будем внедряться в тонкости. Важно отметить, что установить такой комплекс в свой автомобиль не получится. Во-первых, антенна это вершина «айсберга», а сам «айсберг» в виде огромного чемодана (назовем это так) поместится не во все автомобили. Второе - в автомобиле со спецсвязью всегда должен пребывать человек с табельным оружием. Ну и третье, такое «удовольствие» не из дешевых и не может быть использовано в личных целях без особого на то разрешения соответствующих органов.

Рожки

Небольшие «рожки» на крыше автомобиля могут свидетельствовать о наличии эфирного наземного цифрового телевидения DVB-T(2). Поначалу эта роскошь встречалась на правительственных авто и машинах руководителей спецслужб.

Со временем подтянулись и бизнесмены, которым тоже захотелось иметь цифровое ТВ. Цена - порядка 1000 грн.

Шайба

Изначально такой тип антенны использовался для применения в сети конфиденциальной криптозащищенной связи для спецслужб и высших органов власти. Со временем перекочевал и на автомобили гражданских лиц, включая таксистов (в России таких много).

Плюс такой антенны заключается в том, что она имеет круговую диаграмму направленности в горизонтальной плоскости - можно общаться с «абонентами» при помощи мобильной радиостанции, независимо от расположения автомобиля. На гражданских авто может использоваться как GSM-3G-антенна, которая улучшает качество связи и мобильного интернета от обычного 3G-модема. Цена - от 300 гривен.

Тарелка

Изредка можно встретить на автомобилях подобного рода «тарелки». Такие антенны используются для радиомониторинга и радиоконтроля - обнаружение, пеленгация и анализ радиосигналов, что необходимо для обеспечения общественной и национальной безопасности, а также контроля распределения частот на государственном уровне.

Нередко пеленгаторы спрятаны под боксами на крышу. Так что не удивляйтесь, если увидите громадный внедорожник и/или странного вида микроавтобус с боксом на крыше. Это не значит, что его «владельцу» мало багажника. Может, там пеленгатор. Или действительно весь багажник всегда забит аппаратурой…

Всех слышу, все вижу

Резюмируя, остается добавить, что вышеуказанные устройства спецсвязи позволяют не только блокировать взрывные устройства, но и подслушивать кого угодно и, конечно, глушить сигналы. Тоже кого угодно. Надеемся, после прочтения статьи, вы теперь не будете задаваться вопросом, что за «ведерки» и «ежики» стоят на крышах дорогих автомобилей. Безусловно, мы рассмотрели лишь небольшую часть существующих средств спецсвязи, только этот снимок автомобиля из охраны президента США дает понять, что за антеннами на крыше авто скрывается целая куча аппаратуры, о существовании которой мы можем и не подозревать.

В завершении хотелось бы внести еще одну поправку. Не всегда наличие любого из упомянутых атрибутов спецсвязи говорит о том, что она действительно есть в конкретном авто. В интернете полно предложений по продаже муляжей, которые, к слову, тоже иногда встречаются на дорогих машинах с якобы «непростыми» владельцами. В России же хватает уникумов, устанавливающих псевдо-Пелену на ВАЗы.

Как отличить муляж от подлинных систем? Если не присматриваться, можно и перепутать. Но не надо быть знатоком, чтобы понять главное - в основном настоящие антенны установлены на автомобилях, которые редко ездят без сопровождения или имеют не правительственные или просто «блатные» номера. Ну и марка машины, в силу нашего менталитета, тоже играет роль.