Комбоусилитель для гитары своими руками. Гитарный комбик с питанием от аккумуляторов — схема и корпус

Любой меломан хотел бы слышать теплый ламповый звук от своей гитары, но хороший усилитель позволить себе может не каждый. Эта статья поможет вам сделать ламповый гитарный усилитель своими руками.

Некоторое время назад один мой друг попросил сделать для него усилитель. У меня было несколько ламп и привод CD-ROM, и я решил, что смогу ему помочь. На видео мой друг играет на гитаре с собранным усилителем. Приступим к сборке простого лампового усилителя!

Шаг 1: Инструменты





Для сборки вам понадобятся:

  • паяльник
  • дрель
  • клеевой пистолет
  • сверла по металлу и по дереву разных размеров
  • большое сверло 1,3 см

Шаг 2: Материалы






Материалов для сборки вам понадобится немного:

  • силовой трансформатор, который может выдавать 277-300 В
  • трансформатор накала 6В
  • выключатель
  • мощный лучевой тетрод 6П6С
  • 12А лампа – 7 шт.
  • привод CD-ROM
  • 100к потенциометр – 2 шт.
  • 6,4 мм аудио разъем
  • 0,02 мкФ конденсатор – 3 шт.
  • 0,002 мкФ конденсатор
  • 120 мкФ электролитический конденсатор
  • 10 мкФ электролитический конденсатор
  • резисторы: 10к, 32к, 100к, 1М
  • мостовой выпрямитель
  • индуктивный дроссель
  • выходной трансформатор 900:4

Шаг 3: Готовим привод CD-ROM


Когда я начал собирать усилитель, я искал из чего сделать металлический корпус для него, и решил использовать старый привод CD-ROM. Сначала снимите нижнюю крышку и вытащите все пластиковые детали и электронику. Теперь надавите на отверстие в верхней крышке, чтобы убрать кусок металла, который держит наклейка.

У вас должно получиться круглое отверстие, идеально подходящее для тетрода. Теперь сверлом 1,3 см сверлим отверстия для ламп предусилителя. Потом сверлим отверстия в передней стенке под выключатель, потенциометры и аудио разъём. Их можно вставить в предназначенные для них отверстия.

Шаг 4: Монтируем ламподержатель



Ламподержатель соединяет лампы с усилителем. Я решил сделать ламподержатель из дерева, хотя его можно просто купить. Контакты ламп я покрасил простым карандашом и оставил отпечатки на листе ДСП, это метки для сверления отверстий. Потом просверливаем эти отверстия и приклеиваем термоклеем провода, так, чтобы один оголенный конец провода находился в отверстии.

Потом обрезаем стороны ламподержателя по максимуму, чтобы сэкономить место внутри корпуса привода. Так как одна лампа, 6Ж4П, служит контрольной лампой включения, ей провод не нужен. В центре делаем отверстие под диод. Ламподержатель готов.

Шаг 5: Источник питания






Следуйте схеме на рисунке, чтобы собрать источник питания. Так как в источнике питания стоит миниатюрный автотрансформатор, его шасси «горячее», из-за этого он опаснее обычного. Для пущей безопасности используйте разделительный трансформатор, или обычный силовой трансформатор. Обязательно используйте индукционный дроссель и сглаживающий трансформатор, чтобы убрать помехи. Источник питания должен выдавать стабильные 300-350 В напряжение по В+ и до 6В напряжение накала.

Шаг 6: Делаем проводку





При соединении компонентов следуйте схеме на рисунке. Чтобы снизить уровень помех лучше использовать короткие соединительные провода. Распиновка ламп тоже есть в приложенных рисунках. Здесь вы можете проявить фантазию и разместить провода и компоненты так, как вам понравится. Только убедитесь, что те провода, которым нельзя касаться друг друга, не соприкасаются.

Шаг 7: Тестирование




Когда сборка будет завершена, усилитель нужно испытать. Подключите его к разделительному автотрансформатору и постепенно поднимайте напряжение, чтобы проверить, не коротит ли где и не идет ли дым. Если все работает нормально, подключайте свою гитару, айпод или банджо и слушайте действительно громкую музыку. Удачной сборки!
Предупреждение! При сборке усилителя вы имеете дело с потенциально смертельным напряжением, вы действуете на свой страх и риск!

В комментариях многие жаловались на небезопасную конструкцию, с чем я полностью согласен. Этот простой усилитель может представлять опасность для людей, не знакомых с техникой безопасности при работе с электричеством. Также есть жалобы на скудное наполнение усилителя. В нем нет силового трансформатора потому, что у меня его не было в наличии, а собирал прибор я из того, что было под рукой. То же с ламподержателем. В завершение, потом этот усилитель будет встроен в кабинет.

Проект комбика предназначен не только для электрогитары, но из-за объединения нескольких функций одновременно, является универсальным устройством. Он имеет небольшие размеры, встроенную регулировку тембра, автономное питание от двух литий-ионных аккумуляторов 18650, мощность более одного ватта. Может показаться, что это немного, но в полевых условиях с хорошим динамиком умеет играть вполне с приличным басом.

Полезная особенность девайса — двойное назначение, которое благодаря эквалайзеру хорошо работает не только с электрогитарами, но и с любыми проигрывателями аудио звука.

Можно даже подавать на схему напряжение через порт USB и не нужно ничего переделывать — микросхема хорошо работает и при 5 вольтах. А дома можно использовать сетевой блок питания с напряжением 5-7 Вольт. При батареечном питании практически нету фона и звуковых помех — надо приложить ухо к динамику, чтобы они были слышны.

Схема УМЗЧ простого усилителя электрогитары

Принципиальная схема усилителя электрогитары на NDA7052 + тембра

Для усилителя мощности выбрана микросхема TDA7052. Она имеет несколько преимуществ: малый ток холостого хода (5 мА), широкий диапазон рабочих напряжений (можно работать даже на одном элементе, выдавая примерно половину ватта), относительно большой максимальный ток и мощность (1,5 А), а прежде всего, эта схема очень стабильная в работе, не склонна к самовозбуждению.

Пресловутая м/с TDA2822, иногда заметно шумит, а TEA2025 не подходит для систем с петлями масс и длинными кабелями. Проверено было еще несколько популярных простых микросхем, но эта выигрывала.


Рисунки печатных плат для УНЧ 7052

Какой выбрать динамик

С выбором динамика проблемы как раз возможны — динамик должен иметь высокую эффективность. Отпадают, поэтому все современные динамики, что установлены в потребительском аудио оборудовании и динамики для работы в акустике автомобиля. Проблема заключается в том, что высокую эффективность достигают динамики, по крайней мере имеющие 8 дюймов стали. Не хотелось превышать размер 15 см, так что надо было искать динамики с приличной эффективностью, которые к тому же поместятся в таком корпусе. Ведущие компании (Celestion, Beyma и другие) имеют неплохие модели. В общем выбирайте кто что может, главное чтоб динамик имел параметры эффективности от 92 дб. Лучшим будет динамик с большим магнитом от радио старых годов. Он имеет бумажный диффузор и реально высокую чувствительность при довольно мягком тоне. Версии с маленьким магнитом имеют более низкую эффективность. Если размер комбика не критичен — лучше брать размер или 20 см, в котором выбор динамиков несравнимо больше.

Темброблок низких и высоких частот

Эквалайзер — пассивная схема с характерным включением. Она вносит затухание чуть более 20 дб, что компенсируется достаточно большим усилением усилители мощности (40 дб вместо обычного 26 дб). Компоненты были подобраны для этой конкретной конструкции и характеристики можно увидеть на графике.

АЧХ темброблока НЧ-ВЧ

Конечно, частотный диапазон начинается чуть выше 100 Гц, но для гитары это нормально. Также можно сделать второй вход, без темброблока — напрямую на УНЧ. Конденсатор 470n следует подобрать по вашему вкусу: такое значение обеспечивает передачу полного диапазона, но за счет меньшего значения этой емкости ограничивает низкие тона, это дает больше мощности в верхнем диапазоне. Хорошо было бы поставить там фильтр низких частот, потому что спад всего 6 дб на октаву излишне нагружает динамик.

Питание комбика

Теоретически TDA7052 может на одной зарядке АКБ работать до 3-х часов. На м/с закреплён маленький радиатор, который ограничивает снижение мощности от роста температуры. Температура не поднимается с ним более чем до 40 градусов (при 8 Ом динамике радиатор не нужен).

Питание — 2 ячейки 18650 емкостью около 2 А/ч. Вы можете использовать например и 6 батареек АА. Но литиевые элементы имеют гораздо более низкое внутреннее сопротивление — их можно нагружать импульсами тока при басах и они не показывают падения напряжения, давая полную мощность без провалов и хрипов. Напряжение на элементах довольно стабильно: в начале 4 В и падает до 3,5 В под конец.

Из-за отсутствия автоматического отключения питания (литиевые аккумуляторы нельзя разряжать ниже 2,5 В) установлен простой индикатор, состоящий из стабилитроны и светодиода. Светодиод перестает светиться в тот момент, когда в элементах остается остаток энергии, но еще в приличном для них напряжении 3 В. Для зарядки следует использовать фирменные зарядные устройства или схемы, собранные своими руками, коих в Сети полно. Но учтите, что с литиевыми батареями не шутят, их короткое замыкание, если они незащищенные, вызывает взрыв. Их нельзя использовать для питания схем, лишенных предохранителей. Банки должны бы в паре, то есть из одной серии. Бесплатным источником хороших банок являются неисправные аккумуляторы от ноутбуков. Как правило, там шесть элементов, причем почти всегда сели не более двух.

Фото корпуса УНЧ


Самодельный комбик с питанием от аккумуляторов

Корпус сделан из доски толщиной 10 мм. Выглядят лучше, чем фанера, не говоря о плитах МДФ и им подобных. Небольшой размер — 20х20х15 мм. Все это покрашено тонким слоем так называемого «бархатного» лака. Вокруг плиты используются экранирование алюминиевой фольгой, к которой подключены также корпуса потенциометров. Перед привинчиванием динамика накладываем на него тонкую ткань, которую потом подрезаем. Сзади находится обычное гнездо аудио входа, там же выведено питание для БП. Выключатель питания находится в регуляторе громкости.

Испытание и звучание

Если сравнивать мощность с обычными ширпотребовскими маленькими колонками, которые, как правило, имеют 85 дб эффективности — то уровень такой же, как и при 10 ваттах на таких колонках сопоставимых размеров. Если всё-таки вам мало звука — можете получить мощность 20 ватт от TDA8563, питая её тремя парами 18650.

О чем статья
В этой статье я расскажу, как я собрал недорогой стерео усилитель (2 канала по 11 Вт Rн=2 Ом) с отдельным каналом для электрогитары (22 Вт Rн=4 Ом) из минимума деталей на одной микросхеме TDA1558Q.
Такой усилитель удобен тем, что можно включать через стерео канал аккомпанемент (или «минусовку»), сняв сигнал с плеера (компьютера, музыкального центра и т.д.) а на электрогитаре играть соло, а можно подключить в стерео канал вторую гитару или бас. Таким усилителем с колонками можно успешно заменить дешевые маломощные компьютерные колонки.
С чего все началось
Началось все с покупки электрогитары – увлекся я музыкой, и захотелось мне научиться на этой самой электрогитаре играть. Довольно дорогое удовольствие, надо сказать: сама гитара + комбик + примочки + всякие там шнуры и ремни выливаются в приличную сумму. В общем, купил одну гитару, подключал ее к компу с выходом на уже упомянутые трехваттные колонки...
НЕ О ЧЕМ! (но зато можно скачать всякие там эффекты на комп).
Подключал к музыкальному центру на 175 Вт через микрофонный вход…НЕ О ЧЕМ! (много фона и звук без эффектов)

Первым делом, спаял простенькую педаль «Distortion» на двух транзисторах по схеме из журнала «Радио». Собрал схему, включил – не работает. Почему? Проверял-проверял, не понятно, все рабочее, все должно быть нормально… В общем, отложил ее в сторону, не зная, что с ней делать. А потом через пару недель, снова включил – все она работает, только сигнал слабый, а наводок много, схема без корпуса - т.е. вообще не экранированная. Согнул корпус из тонкой листовой стали, поставил «кнопку» (ножной переключатель), нормально, до сих пор пользуюсь. Звук не супер-мего, но для такой простецкой схемки вполне ничего. Помимо эффекта она одновременно усиливает слабенький сигнал гитары.

Покупать недорогой комбик малой мощности и сомнительного качества, но по довольно ощутимой студенческому карману цене желания не было. Дома обнаружились советские десятиваттные колонки – было решено для них и сделать усилитель.

Понеслось!
Нашел схему на автомагнитольной микросхеме TDA1558Q. На каком-то форуме увидел, что примерно под такие же колонки, как мои найденные, народ ее приспосабливал, хорошие отзывы. Недорогая, минимум деталей в схеме – отлично! Микросхема выдает 4 канала по 11 Вт, в другом включении – 2 канала по 22 Вт.
Начал делать по двухканальной схеме, уже плату вытравил, но передумал и решил переделать, но не в четырехканальную, а в трех. Вот так:


Получилась схема усилка системы 2.1, т.е. 2 колонки и сабвуфер, но у меня на нее другие цели возложены… :laughing:
По схеме, думаю, вопросов быть не должно, разве что, смущает переключатель между 5 и 14 выводами и две земли. При отключении вывода 14 от источника питания микросхема переводится в дежурный режим с током потребления менее 14 мкА, я не стал мудрить с этим переключателем и просто соединил дорожкой 5 и 14 выводы. А насчет земли, здесь рекомендуется делать сигнальную землю и отдельно землю питания, как я понял, это позволяет уменьшить фон. У меня все на одной земле, фона почти не слышно.
Рисунка печатной платы, к сожалению, у меня не сохранилось, я советую делать на макетной плате (так, вроде, называется) – такая вся в дырочках, а вокруг них контактные площадки. Так и быстрей и проще будет. К тому же, если дорожки для микросхемы рисовать вручную (как я), а не на принтере, то они получаются тонкие и довольно близко друг к другу.
Микросхеме нужен мощный блок питания и обязательно радиатор.
Я зашел к другу компьютерщику, купил у него б/у компьютерный блок питания за 150р, а еще, по доброте душевной, Геннадий подарил мне такой же, но убитый блок питания, радиатор и пару разъемов, за что ему отдельная благодарность!
Нерабочий блок питания я разобрал и в его корпус поместил схему своего усилителя. Колонки мои, к сожалению, оказались из разных пар и даже на разное сопротивление… Поэтому, первое время я использовал только самый мощный канал, т.к. стерео подключать было не к чему.

Вот так это выглядело внутри:


А вот так снаружи!


Я, наверное, полгода пользовался усилителем в таком виде, работает – и ладно. :laughing: Но, все же, отсутствие вообще каких-либо регулировок меня заставило доделать его (раньше даже громкость регулировал на примочке или гитаре).
Наткнулся на этот сайт, прочитал статью Andrew и решил забабахать себе маршаловский темброблок по этой статье.

Схему и номиналы взял эти:


Долго ломал голову, как сделать выход на наушники, когда вся схема на микрухе и без предворительного усиления. В итоге, решил просто добавить несложную схемку мини усилка с перегрузом (вдобавок, будет встроенный эффект в усилителе). Правда, она не предусматривает отключение перегруза, т.е. играть на чистом звуке в наушниках не получится.

Вот такая вот схемка:


Схема у меня заработала сразу. Я, правда, ожидал большего усиления…Наушникам хватает, а небольшой динамик она раскачать не смогла. Кстати, какой-то странный номиналом регулятор громкости здесь - я таких не нашел, поставил переменник на 10 кОм, и с ним нормально регулирует. :laughing:

Корпус
Корпус я собрал из фанеры. С размерами мельчить не стал, чтобы внутри оставалось еще свободное место – и для охлаждения лучше, и чтобы в процессе доработок и модернизаций можно было еще что-то из электроники там разместить.
Дно, передняя и задняя стенки – основа корпуса, они из 12 мм фанеры, боковые стенки и крышка из 6 мм фанеры. Выпиливалось электролобзиком. Все скреплено шурупами.
Лицевая панель и пластинка с выходными разъемами (на задней стенке) вырезаны из листовой стали толщиной около 1 мм.
Вот такой вот пока не очень симпатичный корпус вырисовывается:


Сборка
Далее всю электронику надо закрепить в корпусе. Я снял крышку блока питания, открутил винтики, которые крепят плату, аккуратно ее вытащил и просверлил 4 отверстия в дне блока питания. Через эти отверстия прикрутил шурупами с потайными головками блок питания к дну корпуса усилителя. Наклеил на шляпки по кусочку изоленты, чтобы шурупы не замкнули какие-нибудь дорожки снизу платы, собрал блок питания обратно.
Плата усилителя прикреплена к дну шурупами, а темброблок и схема усилка для наушников закручены на лицевой панели гайками потенциометров.
Вид сверху:


Темброблок:


Схема мини усилителя с перегрузом для наушников:


Гитарная часть усилителя готова, получилось вот так:


Сзади он выглядит вот так:


Включаем, проверяем, подключаем гитару, крутим ручки, радуемся. :laughing:

В стереоканале в качестве регулятора громкости стоит сдвоенный потенциометр на 47 кОм. Т.е. гнездо (стереоджек) – потенциометр – схема на TDA1558Q – 2 выходных гнезда. Все просто.

Оформление
Многочисленные сколы фанеры и щели как элемент декора меня не устроили, слишком уж винтажный вид! Поэтому я решил обклеить корпус пленкой на клейкой основе под дерево с красивой структурой (продается в строительных магазинах, стоит около 50р. за метр). Можно было обклеить так, чтобы закрыть часть шурупов, но я специально обклеивал детали отдельно, чтобы не усложнять разборку корпуса.
Думал, как бы мне подписать лицевую панель. Трафарет выглядел бы как «Не стой под стрелой!» или «Не влезай – убьет!», а подписать как-то надо. :laughing: Хотел сделать надпись в каком-нибудь графическом редакторе и в копицентре распечатать на прозрачной самоклейке. А потом пришла идея попробовать сделать подобную вещь дома.

Садо-мазо способ изготовления наклеек с надписями
Способ для людей с крепкими нервами, надо сказать. :laughing:
Поехали! Берешь полоску широкого скотча (5 см) нужной длинны с запасом с обеих сторон, кладешь на стол липкой стороной вверх. Держишь за края (запасы) и пишешь, справа налево в зеркальном отражении нужную надпись обычной шариковой ручкой (я писал черной). Сложность заключается в том, что нужно писать аккуратно, с первого раза, ничего не заляпать пальцами и не ошибиться, ведь пишешь задом наперед. Зеркальную надпись лучше сначала написать на бумажке, а потом срисовывать, чтобы ничего не напутать. Я для удобства еще приклеивал металлическую линейку, чтобы получилось ровнее, удобней было держать полоску и меньше шансов заляпать руками. Довольно сомнительная технология, но при аккуратности и хоть каких-нибудь художественных способностях, может получиться вполне приличная наклейка. :laughing:
В процессе:


А вот уже готовая наклейка:


Получился вполне товарный вид, я результатом доволен. Разве что, надписи не совсем под ручками получились, это я всю наклейку сместил вправо, но ничего, это я уже придираюсь…

Обклеили корпус и сделали надпись на лицевую панель:


Укладываем аккуратно все провода, ставим на место крышку:



Вот, собственно, и все, остался последний штрих в виде красивых ручек на потенциометры.


Эпилог
Это моя первая самая «серьезная» конструкция, не судите строго, где-то могут быть неточности, кое-какие ошибки.
На мой взгляд, получилось довольно неплохое по характеристикам универсальное устройство за очень умеренную цену. Конечно, это не ламповая «голова», но на уровне дешевых комбиков, я считаю, это очень даже неплохой вариант. Не очень удобно только в плане подбора акустики для стереоканала – сопротивление 2 Ома. :no:
Возможно море всяких улучшений и переделок. Поскольку блок питания выдает напряжение 12В и 5В и имеет мощность 400 Вт (!), неплохо бы его использовать для других схем. Например, можно вывести пару клемм на заднюю панель и, если есть возможность устранить вредное влияние одного источника, питать от него предусилитель, или примочку, или еще что-нибудь. Можно поэкспериментировать с номиналами темброблока, можно поставить какой-нибудь фильтр для сигнала и т.д.
В перспективе – подбор акустики, устранение возможных ошибок, сборка предусилителя в виде отдельного блока или лампового овердрайва.

Для электрогитары необходим усилитель ее звука. Он состоит из акустической системы и электронного блока, преобразующего ранее собранный электрический сигнал в Этот прибор продается в специализированных магазинах отдельно от электрогитары. Его также можно собрать самостоятельно, но использовать такой усилитель можно будет только дома.

На какие категории делятся усилители

По своему устройству гитарный усилитель может быть двух типов:

  • комбо;
  • стэк.

Первые представляют собой единую коробку, в которой размещается и аудиосистема, и Как правило, комбоусилители обладают невысокой мощностью. Однако среди них большое количество вариантов, способных на выдачу качественного звука. Стэки относятся к профессиональному оборудованию: в них колонки располагаются отдельно от самого усилителя.

Если вы приобретаете оборудование для репетиций дома, то достаточно купить комбо. Для выступлений и студий звукозаписи больше подходят стэки. Они значительно дороже, но выдают качественный звук. Покупать их для дома бессмысленно, так как они показывают свои возможности только при уровне громкости в половину от номинальной. Например, если заявлено, что гитарный усилитель способен выдавать мощность 100 Вт, то увидеть все его положительные качества вы сможете при громкости 50 Вт.

Различия гитарных усилителей по схеме

Электронный блок состоит из предусилителя (он ответственен за сбор входящего звука) и оконечника (он усиливает собранные звуковые колебания). Схема гитарного усилителя может быть одного из типов:

  1. Полностью ламповой. Они считают элитными и больше всего подходят для обучения. С помощью такого усилителя можно заметить любую ошибку, допущенную во время игры.
  2. С транзисторным оконечником и ламповым усилителем. Наиболее распространенный вариант, так как он относится к средней ценовой категории и выдает неплохое качество по звуку.
  3. Полностью транзисторной. Это легкие и недорогие модели, которые по карману новичкам. Этот гитарный собрать не так сложно, так как детали можно купить практически в любом магазине радиозапчастей. В продаже можно найти и готовые наборы для желающих попробовать себя в качестве конструктора.

Выбирать усилитель по его схеме стоит исходя из своих вкусов и бюджета. Все они отличаются по качеству звучания. Еще один момент, который нужно учесть при покупке - ремонт гитарных усилителей лампового типа значительно дороже, чем других вариантов.

Какие эффекты можно создать

Многие усилители способны создавать звуковые эффекты, которые необходимы для студийной записи или репетиций дома. Чаще всего их два: чистый звук (похожи на и оредрайв (придает инструменту роковое звучание с перегрузом).

Переключатель с одной эффекта на другой чаще всего расположен весьма неудобно, поэтому лучше всего приобрести дополнительно гитарный процессор. Он представляет собой педаль, при помощи которой вы сможете менять настройки звука прямо во время игры. С его помощью можно получить еще больше эффектов.

Основные функции панели управления

Современный гитарный усилитель обладает достаточно сложной панелью управления с большим количеством регуляторов. Основные из них три:

  • уровень громкости;
  • степени перегруза (если этот эффект встроен);
  • частоты звучания (их может быть несколько: bass, treble, middle).

Используя регуляторы, вы можете настроить звук по своему вкусу: сделать его мягче, изменить тембр инструмента или задать значительную степень перегруза. Лучше всего выбирать усилители, в которых предусмотрены все перечисленные возможности настройки.

Можно ли собрать усилитель самостоятельно

Если вы хотите сэкономить и собрать гитарный усилитель своими руками, то вам нужно иметь под рукой большое количество инструментов: сверла, осциллограф, тестер, паяльник и дрель на штативе. Кроме того, подготовьте радиодетали (исходя из выбранной схемы), материал для платы и корпуса. Будьте готовы к тому, что в итоге усилитель обойдется вам дороже.

Большинство схем предлагает собрать ламповые усилители. Это справедливо, ведь они лучшего качества, чем транзисторные. Однако если вы хотите собрать качественную модель, вам предстоит долгий поиск материалов, которых нет в свободной продаже. Лучше всего для пробы собрать сначала транзисторный вариант.

Лучший гитарный усилитель

В музыкальном магазине вам могут представить множество типов и марок усилителей на выбор. Каждый музыкант выбирает для себя подходящий гитарный усилитель, исходя из своих вкусов. Рейтинг лучших марок и моделей включает в себя:

  1. Комбо Blackstar ID:Core Stereo 10. Он отличается стереозвучанием, тремя вариантами мощности, несколькими эффектами и встроенным тюнером. Это достаточно бюджетная модель, которая по качеству сравнима с более дорогими аналогами.
  2. Peavey Vypyr VIP 3 - полупрофессиональный комбоусилитель, который подойдет для реализации любых идей. Они изготовлен по последнему слову цифровой техники и получил высокие оценки не только от музыкантов, но и от специалистов по звуку.
  3. Ламповый Marshall C5-01, который, несмотря на свою небольшую мощность, выдает качественный и громкий звук.
  4. Fender Mustang III V2 - мобильный вариант, подходящий для использования в небольших помещениях и репетиций в домашних условиях.
  5. Roland CUBE Lite с возможностью играть дома в наушниках, что очень важно, если вы живете в городе и не имеете комнаты со звукоизоляцией.

Все усилители в этом рейтинге относятся к типу комбо и подходят для начинающих и любителей. Среди ассортимента магазинов вы можете найти и другие достойные варианты. Современные усилители шагнули далеко вперед по качеству звука и имеют большое количество полезных функций.

Можно изготовить если у вас есть необходимые знания и опыт для этого. В данной публикации рассматривается устройство не очень сложной конструкции, но обладающее замечательным звуком. Представленная здесь схема усилителя мощности для бас-гитары, в частности выходной каскад выполнен на мощных биполярных транзисторах, а предварительный каскад усиления реализован на электровакуумных лампах.

Усилитель для бас-гитары своими руками и его конструкция включает в себя три модуля: предварительный усилитель на триодах, оконечный усилитель, а также источник питания. Разумеется — любому из этих модулей при необходимости можно найти отдельное применение в других устройствах. В представленном варианте усилитель совмещен с комбинированной аудио колонкой, что позволило создать компактную и удобную модель, следовательно, сам усилитель мощности не имеет отдельного корпуса, а встроен в дополнительный бокс акустического кабинета, расположенным немного выше динамика. Характерной оригинальностью отличается блок предварительного усиления звука, а оконечный каскад и источник питания выполнены по стандартной схеме. p>

Модуль преампа

Усилитель мощности для бас-гитары своими руками обладает прекрасным звучанием, в основном благодаря каскаду предварительного усиления, который выполнен на электровакуумных триодах, обеспечивающих чистый, прозрачный звук, помимо этого лампы обладают значительно меньшими шумами, чем транзисторы. Элементарная конструкция аппарата создает условия для удобства в сборке и снижает стоимость всех комплектующих компонентов. Также одним из немаловажных факторов является то, что в схемах выполненных на лампах, отсутствует отрицательная обратная связь, а это существенно увеличивает качество звучания. Еще одно неоспоримое достоинство лампового тракта — это способность плавного вхождения в перегрузку, особенно это значимо для устройств усиления звука работающих в составе с бас-гитарами.

Фактически предварительный усилитель выполнен на одной сдвоенной лампе (VL1). Первая его часть это стандартная схема с общим катодом, не имеющая каких либо особенностей. Без дополнительной нагрузки и с установленной например лампой 12АХ7, коэффициент усиления этого каскада будет находиться в пределах 68. Поэтому лимитирование сигнала по входу не происходит, даже если напряжение питания составляет порядка 200v и подается мощный сигнал гитары. Когда первый каскад нагружен тембро-блоком, усиленный сигнал проходящий через него несколько снижается, происходит это, в следствии большого сопротивления на выходе.

Усилитель для бас-гитары своими руками в оригинальном варианте исполнения была применена лампа 6Н2П-ЕВ. Также прошел тестирование с отличными показателями в особенности при сниженным напряжении питания до 140v двойной триод 6Н23П, в случае если возникнет необходимость установить другие лампы, то изменение схемы делать не нужно. Для нахождения определенного звучания можно использовать лампы 12АХ7 различных версий. Кстати 12АХ7, точно так же как и двойной триода ЕСС83, для которых в канал накала 6.3v напряжение направляется на 9 вывод ламповой панели, а другой провод подается на 4-5 выводы соединенных между собой. В оригинальной схеме ламповый тракт получал питание от 150v, а уже в последствии был усовершенствован и напряжение питания стало 250v. Однако даже на 150v звучание имело высокое качество.

Усилитель мощности звука

Усилитель для бас-гитары собранный своими руками имеет стандартную топологию, чего-то особенного в нем нет. Есть несколько встроенных защит, в частности схема защиты усилителя от превышения входного напряжения. Оригинальная конструкция аппарата была собрана без использования печатной платы, все мощные выходные транзисторы установлены на радиаторе охлаждения, кроме транзисторов дифференциального каскада. VT4 выполняет функцию контролера температуры, поэтому установлен в непосредственной близости от выходных ключей, которые кстати крепятся на теплоотвод через изоляционные прокладки с использованием теплопроводящей пасты КПТ-8.

Остальные электронные элементы входного каскада скомпонованы на беспаечной макетной плате и соединены между собой методом навесного монтажа. Усилитель для бас-гитары своими руками имеет в своей схеме незначительное количество задействованных компонентов, то и сам их монтаж является достаточно легким. Сама монтажная плата крепится на стойках к радиатору в районе выходных ключей. Принцип налаживания усилителя происходит в таком порядке: — подать напряжение питания на схему, но при этом не подключая выходных транзисторов. В случае если все собранно правильно, аппарат без нагрузки будет поднимать звуковой сигнал без каких либо искажений. Затем нужно установить при помощи подстроечного резистора R14 минимальное напряжение смещения в эмитерной цепи предвыходных транзисторов VT5 и VT6 (в пределах 1v), все это нужно делать без нагрузки.

После этого необходимо подключить выходной каскад и опять же подстроечным резистором R14 установить ток покоя 28-30мА, высокое значение тока давать для работы бас-гитары нет необходимости. При подключенном эквиваленте акустики на небольшом усилении сигнала смотрим, что показывает осциллограф — на синусе не должны наблюдаться искажения типа «ступенька», если все же такое искажение присутствует, то тогда нужно добавить немного значение тока покоя до исчезновения «ступеньки». Представленный здесь усилитель можно свободно заменить на другой, возможно имеющейся у вас или хотите купить в магазине.

Не полярные емкости установленные в схеме — пленочные, рассчитанные на напряжение 100v, а С8 и С12 на 250v выполнены из керамики. Если предполагается использовать аппарат на мощности меньше 100 Вт, то тогда можно уменьшить напряжение питания до ± 35v, а в выходном тракте оставить только два мощных комплементарных транзистора.

Нужно иметь в виду, что данная конструкция выполнена по варианту встроенного усилителя в аудио колонку, а поэтому наружнее коммутационные элементы для акустики отсутствуют, вследствие этого нет и устройства защиты от КЗ в нагрузке. При использовании дополнительной колонки, то нужно будет позаботиться об установки в усилитель модуль защиты. Принцип подачи напряжение питания такой же как и на ламповых усилителях, то есть нажимается клавиша «Power», а когда полностью прогреются лампы, то клавишей «Standby» подсоединяется нагрузка и вся мощность на источник питания.

Трансформаторный блок питания

Силовой трансформатор здесь задействован ТС-180, естественно вторичная его обмотка немного была изменена. В оригинальной схеме, для обеспечения напряжением нити накала лампы имеется отвод на вторичной обмотке. Конечно было бы эффективнее для таких целей намотать специальную обмотку, ну а чтобы вообще все было на профессиональном уровне, то тогда еще нужно встроить выпрямитель, обеспечивающий цепь накала постоянным током. Значение переменного напряжения во вторичной обмотке без нагрузки должно быть 34v, а после выпрямителя ± 50v. Если нужно получить выходную мощность в пределах 200 Вт, то тогда нужно будет подбирать трансформатор мощнее, например: ТС-250 или тороидальный с такой же мощностью.

Динамический излучатель для кабинета был применен низкочастотный динамик размером 380 мм от компании CELESTION. В первоначальном варианте печатные платы не создавались по одной простой причине — аппарат должен быть собран в короткий срок, да и то для личных нужд, а на разработку плат ушло бы больше времени и денежных затрат. Хотя такая конструкция может показаться достаточно примитивной, но звучание произвело хорошее впечатление. Кстати на этом аппарате играли приезжавшие на гастроли знаменитые группы «Аракс» и «Ex-Smokie», это те, у которых гитарист Аллан Силсон.

Вот на фотографии виден корпус с динамиком – это и есть усилитель для бас-гитары сделанный собственными руками, а с гитарой в руках – басист из группы «Ex-Smokie».