Метод кейсов или case study. Что такое кейс-стади обучение

  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 2. Социально-исторические характеристики развития системы высшего образования
  • 2.1. Философские концепции образования
  • 2.2. Социологические подходы к исследованию высшей школы
  • 2.3. Развитие высшего образования: педагогический дискурс
  • 2.4. Особенности социально-образовательных отношений в контексте постмодернизационных трансформаций
  • Семинар № 2. «Эволюция подходов к изучению высшей школы: философский, социологический и педагогический дискурсы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 3. Педагогика высшей школы: цель, объект, предмет
  • 3.1. Предмет и функции педагогической науки
  • 3. 2. Педагогика – наука и искусство, теоретическая и прикладная наука
  • 3.3.Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании
  • 3.4. Основные принципы педагогического исследования
  • 3.5. Основные категории педагогики высшей школы
  • Семинар № 3. «Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 4. Качество высшего образования. Культурные цели, моральные ценности и стандарты образования.
  • 4.1. Образовательные уровни высшего образования
  • 4.3. Компетентность как ценность высшего образования
  • 4.4. Последипломное образование
  • Семинар № 4. «Современная высшая школа:
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 5. Педагогические инновации как фактор повышения качества образования
  • 5.1. Качество образовательной деятельности
  • 5.2. Сущность и критерии педагогических инноваций
  • 5.3. Организующий характер педагогической деятельности в высшей школе
  • 5.4. Принципы личностно ориентированной педагогики
  • 5.5. Исследовательское обучение
  • 5. 6. Контекстный подход к обучению в высшей школе
  • 5.7. Особенности медиаобразования. Дистанционное обучение
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 1. «Педагогика высшей школы»
  • Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
  • Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
  • 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
  • 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
  • 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
  • 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
  • Семинар № 6. «Психологические особенности педагогического взаимодействия» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  • 7.1. Профессиональные способности педагога
  • 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
  • 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
  • 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
  • Преподавателя высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
  • 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
  • 8.2. Структура авторитета преподавателя
  • 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
  • 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
  • 8.5. Стратегия воспитательного процессав высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
  • Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»
  • Модуль 3. Методика преподавания в высшей школе
  • Тема 9. Психолого-педагогические требования к проведению лекции
  • 9.1. Лекция как главное звено дидактического цикла в вузе. Виды академических лекций
  • 9.2. Этапы подготовки к лекции
  • 9.3. Дидактические и методические требования к лекции
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 10. Семинарское занятие в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов
  • 10.1. Семинар: разновидности и функции
  • 10.2. Алгоритм методики проведения семинара
  • 10.3. Самостоятельная работа в высшей школе: формы и методы организации и контроля
  • 10.4. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 11. Инновационные методы обучения и воспитания в высшей школе
  • 11.1. Понятие метода обучения. Классификация методов
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади
  • 3. Игровые методы
  • 11. 4. Дискуссионные методы
  • 11.5. Сензитивный тренинг
  • 11.6. Тестирование
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 3. «Методика преподавания в высшей школе».
  • Литература, рекомендованная к модулю 3:
  • Модуль 4. Организация научно-исследовательской работы в вузе
  • Тема 12. Методологические основы организации научной деятельности
  • 12.1. Функциональное назначение науки
  • 12.2. Понятие методологии. Принципы научного исследования
  • 12.3. Классификация методов познавательной деятельности
  • 12.4. Основные формы научного познания
  • 12.5. Научная аргументация как логико-коммуникативный процесс
  • Научной деятельности» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 13. Диссертация как научное исследование
  • 13.1. Специфичность диссертационного исследования
  • 13.2. Подготовка к защите диссертации: этапы и основные процедуры.
  • 13.3. Основные требования к автореферату диссертации
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 4. «Методология и организация научно-исследовательской деятельности».
  • Литература, рекомендованная к модулю 4:
  • Заключение
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади

    Проблемные методы базируются на целевой установке «Не от знания к проблеме, а от проблемы – к знанию!».

    К достоинствам проблемного обучения относятся следующие:

    √ студенты включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность;

    √ формируются интеллектуальные умения;

    √ проблемное обучение дает более глубокие знания;

    √ проблемное обучение является естественным обучением.

    При применении проблемных методов необходимо учитывать основные условия проблемного обучения :

      проблема должна вызывать интерес у обучаемого;

      должна быть доступна его пониманию (т. е. опираться на уже имеющиеся знания);

      лежать в «зоне ближайшего развития», т. е. быть одновременно и посильной и не слишком тривиальной;

      давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами;

      развивать профессиональное мышление.

    Кейсовый м етод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Он появился в начале XX века и использовался в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В последнее время метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.

    Классическими школами кейс-стади являются:

    1) Гарвардская (американская). Целью метода является обучение поиску единственно верного решения. Кейс составляет 20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц иллюстраций.

    2) Манчестерская (европейская), которая предполагает многовариантность решения проблемы. Такой кейс составляет 10–15 страниц текста, плюс несколько приложений.

    Идеи кейс-стади довольно просты.

    √ Во-первых, метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и выбор решения в их проблемном поле.

    √ Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик – демократизм в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

    √ В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

    √ В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

    √ В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

    √ Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

    Метод кейсов представляет собой по сути обучение методом ситуаций или прецедентов.

    У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

    Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

    Критерии отличия кейсов от других учебных занятий :

    ▪ источник – люди, вовлеченные в ситуацию и требующие решения;

    ▪ процесс отбора информации на основе реальных учебных целей, вызывающих интерес;

    ▪ проверка – выяснение реакции студентов на кейс;

    ▪ устаревание, что требует новых подходов;

    ▪ модерация работы с кейсомработа группы (3–5 чел.) по разным темам или по одной, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.

    Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

    иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

    учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

    учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т. д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

    прикладные упражнения , в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

    – обучающие анализу и оценке;

    – обучающие решению проблем и принятию решений;

    – иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

    Изучение предмета студентами осуществляется путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Наиболее распространенными видами кейсов являются:

    структурированный (highly structured ): минимум информации; для решения применяют определенную модель или формулу; у таких задач существует оптимальное решение;

    «маленькие наброски» (short vignettes ) : содержат 1–10 страниц текста и 1–2 страницы приложений; они знакомят с ключевыми понятиями; при разборе надо опираться на свои знания;

    большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) : объемом до 50 страницсамые сложные; информация в них очень подробнaая, в том числе и ненужная, а необходимая может и отсутствовать;

    «первооткрывательские кейсы» (ground breaking cases ): разбирающий должен предложить новое решение.

    В зависимости от поставленных задач кейсовые пакеты можно классифицировать следующим образом:

    вводный кейс сведения о наличии проблемы, ситуации, явления;

    информационный объем знаний о какой-либо проблеме, изложенный с той или иной степенью детальности;

    стратегический развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами;

    исследовательский – представление результатов анализа ситуации в форме изложения;

    тренинговый – направлен на упрочение и более полное усвоение уже использованных ранее инструментов и навыков – технических, логических и т. п.

    В зависимости от формы и внутренней структуры различаются такие виды кейсов :

    комплексный (модульный) кейс не менее 20 стр. информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

    кейс-изложение включает факты: рассказ о какой-либо ситуации, проблеме, путях ее решения, основные выводы;

    кейс-иллюстрация содержит некоторый пример по изучаемой теме; небольшой по объему;

    кейс-практическая задача информация о реальной ситуации для выполнения задание по теме;

    кейс со структурированными вопросами четкий перечень вопросов для обсуждения;

    кейс без структурированных вопросов –предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, описанной в ситуации;

    По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.

    Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций.

    Бессюжетные кейсы , как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

    Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса.

    Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

    Кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемны, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

    Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.

    В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:

    личностные кейсы , в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

    организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

    многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

    Кейсовые методики, во-первых, позволяют легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; во-вторых, вносят в обучение элемент загадки; в-третьих, разбираемая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

    К достоинствам данного метода следует отнести:

    – получение навыков решения реальных проблем;

    – получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

    – выработка навыков простейших обобщений;

    – получение навыков презентации;

    – получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

    В то же время существуют серьезные проблемы использования этого метода:

    √ во-первых, сложность, т. к. метод содержит в себе другие методы;

    √ во-вторых, особый стиль обучения, т. к. предполагает активное участие преподавателя в работе студентов;

    √ в-третьих, эффективность при использовании метода кейсов на всех занятиях данного курса.

    Стратегическими принципами развития кейсового метода являются следующие:

    ♦ внедрить его в программы подготовки специалистов по современным рыночным специальностям;

    ♦ активизировать использование метода case-study в системе дополнительного профессионального образования;

    ♦ метод case-study необходимо использовать в единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными;

    ♦ применение метода case-study должно быть методически обеспечено.

    Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

    – соответствовать четко поставленной цели создания;

    – иметь соответствующий уровень трудности;

    – иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

    – не устаревать слишком быстро;

    – быть актуальным на сегодняшний день;

    – иллюстрировать типичные ситуации;

    – развивать аналитическое мышление;

    – провоцировать дискуссию;

    – иметь несколько решений.

    Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

    Высокий обучающий эффект обеспечивают кейсы, которые имеют следующие характеристики:

    ▪ кейс «рассказывает»; он должен иметь фабулу;

    ▪ строить кейс желательно на современном материале, не выходя за пределы последних пяти лет;

    ▪ кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; должна быть описана личная ситуация главных персонажей;

    ▪ реализма и конкретики добавляют материалы из официальных и неофициальных источников; знания студента о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;

    ▪ кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, – как прецеденты для будущих решений;

    ▪ желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;

    ▪ кейс прививает навыки профессиональной деятельности, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни.

    "

    МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

    Метод кейс-стади, как активный проблемно-ситуационный анализ, основанный на обучении, путем решения конкретных задач – решений кейсов. Кейс-метод связан с решением проблемных ситуаций, где используются творческие идеи учащихся. Кейс характеризует наличие реальной проблемы, потребность выбора.

    Ключевые слова: кейс-стади, технология обучения, метод, презентация

    Метод кейс-стади-активный проблемно-ситуационный анализ, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

    Непосредственная цель метода кейс-стади – возможность совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Конечным результатом является оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

    Сегодня метод кейс-стади завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес–образования и считается одним из самых эффективных способов обучения обучающихся навыкам решения типичных проблем.

    Внедрение метода кейс-стади в практику сопровождается проблемами, которые обусловлены двумя тенденциями:

    Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности;

    Вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса .

    Несмотря на это, метод кейс-стади используется довольно часто в последнее время. Данный метод позволяет, в ходе разбора ситуаций, обучающимся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.

    Идеи метода кейс-стади достаточно просты:

    1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

    2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода кейс-стади от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

    3. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.

    4. В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции .

    Метод кейс-стади является инструментом, позволяющим применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

    Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод кейс-стади выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

    Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, предоставляющий обучающимся возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает обучающимся приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

    Разбирая кейс, обучающиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» обучающегося проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

    Существует множество различных кейсов, классификация кейсов может производиться по различным признакам:

    Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

    Учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

    Учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

    Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

    Обучающие анализу и оценке;

    Обучающие решению проблем и принятию решений;

    Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

    Что касается формы, в которой могут быть представлены кейсы, нужно отметить, что они могут быть от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.

    Но это не означает, что нет определенных правил и методов предоставления решения кейсов. Кейс должен:

    Быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

    Выразительно определять «сердцевину» проблемы;

    Показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

    Соответствовать потребностям выбранного контингента обучающихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

    Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

    Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если обучающиеся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу. Приблизительные пункты систематического подхода:

    1. Выписать из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.

    2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

    3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

    4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

    Общее правило работы с кейсами – нельзя использовать информацию, которая находится «за рамками». Например, если обучающийся прочитал в газете статью о той самой компании, проблемы которой описаны в задании, факты из нее брать запрещено, поскольку менеджер, принимающий решение, а моделируется ситуация, когда студент находится на его месте, обладает только той информацией, которая представлена в задании. Иногда, наоборот, обучающемуся может быть предоставлена возможность добавить факты из конкретной рыночной ситуации, существовавшей в рассматриваемый период времени. В таких случаях во внимание должна приниматься эрудиция обучающегося и степень владения материалом.

    Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед обучающимися вопросов, включение их в дискуссию. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают обучающимся вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии.

    Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах. Первый из них носит название традиционного Гарвардского метода – открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод, связанный с индивидуальным или групповым опросом, в ходе которого обучающиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации, т.е. делают презентацию. Этот метод облегчает преподавателю осуществление контроля, хотя, и позволяет некоторым обучающимся минимизировать их учебные усилия, поскольку каждый опрашивается один-два раза за занятие. Метод развивает у обучающихся коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

    Дискуссия занимает центральное место в методе кейс-стади. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Важнейшей характеристикой дискуссии является уровень ее компетентности, который складывается из компетентности ее участников. Неподготовленность обучающихся к дискуссии делает ее формальной.

    Основным фактором в дискуссии является степень ее руководства преподавателем. Руководя дискуссией, преподаватель должен добиваться участия в дискуссии каждого обучающегося, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание.

    Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

    Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод кейс-стади в своей педагогической практике, связана с соблюдением ряда принципов:

    Принцип партнерства, сотрудничества;

    Принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации;

    Принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт (вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.) .

    Используя метод кейс-стади на уроках экономики, показывает, что обучающиеся с азартом принимаются за решение проблемы, описанной в кейсе, так как эта технология позволяет им проявить свой креатив, самостоятельность в суждениях.

    Ниже представлен пример заданий, используемых на уроках экономики.

    Завод, выпускающий стройматериалы, столкнулся с ситуацией значительного повышения спроса на свою продукцию, вызванного развернувшимся строительством коттеджного поселка в окрестностях города. В связи с этим управляющий завода принял решение увеличить объем выпускаемой продукции на 40%.

    На совещании, проведенном управляющим, выяснилось, что «уязвимым местом», затрудняющим решение поставленной задачи, является распределение работы между исполнителями и загрузка производственных мощностей.

    Для решения этой проблемы были предложены следующие варианты:

    Введение основного календарного плана, обеспечивающего гибкость в работе и удобного при выполнении срочных заказов, применяемого чаще всего при постоянной номенклатуре продукции и при наличии опытных мастеров;

    Переход на метод беспрерывной загрузки, который отличается от предыдущего метода большей детализацией хода производства, использованием различного рода отчетно-учетных форм, показывающих весь ход выполнения работы, а также графиков загрузки;

    Использование графиков по стадиям выполнения задания, позволяющих больше детализировать ход производственного процесса с указанием времени наладки оборудования, сроков начала и завершения работы, времени перемещения материалов, количества изготавливаемых изделий и задействованных станков и т. д., в то же время это более дорогостоящий вариант.

    Данный кейс характеризует наличие реальной проблемы, потребность выбора. Работа над кейсом может проходить как в аудитории, так и вне аудитории (на подготовительном этапе) для педагога и обучающихся. Преподаватель подготавливает кейс по следующим вопросам: определяют случаи, взаимосвязь лиц в трудной ситуации кейса; разрабатывают начало, развитие и завершение; обнаруживают вопросы, возникающие во время прохождения кейса и аргументы, на которые делают акцент обучающиеся. Разработанные вопросы помогают обучающимся найти правильное решение; разработать систему оценки кейса. Внедрение кейс-метода помогает контролировать освоение обучающимися умений применять свои знания и опыт для решения проблем, смоделированных на основе реальных жизненных ситуаций. При использовании кейсов для контроля педагог может включать решение кейсов в число контрольных заданий на учебном занятии. Первый вариант широко представлен в методических разработках по различным учебным курсам. Решение кейса в аудитории преподаватель организует с помощью распечатки или электронного варианта кейса.

    Преимущество контроля при использовании кейсов заключается в следующем: во первых, это большой охват аудитории, так как в отличии от обычного опроса, где преподаватель успевает за урок опросить двух или трёх обучающихся, при использовании кейсов появляется возможность опросить всю аудиторию сразу. Во вторых, так как кейсы доступны обучающимся не только на занятии. И в третьих, поскольку преподаватель сам составляет кейсы и требует в них более развёрнутого ответа, то становится возможным проконтролировать сам обучающийся, отвечает на вопросы или он берет информацию из интернета копируя текст, или ему кто-то подсказывает. Применение кейсов как средства контроля заключается в том, чтобы обучающееся могли добиться своих целей в учебном процессе. Когда обучающийся будет понимать, что он может рассчитывать лишь на свои знания, он начнёт учить намного больше, стремится к своим целям и из ряда слушателей на занятиях, начнёт переходить в ряд активных обучающихся .

    Немаловажным преимуществом кейса при контроле является то, что знания приобретаются обучаемым, а не даются в готовом виде.

    Литература

    1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения, www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

    2. Полухина А.К. Кейс как средство контроля в учебном процессе// Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Кейс-стади Современные педагогические технологии

    История возникновения: США Школа бизнеса Гарвардского университета 1924 год

    История возникновения: Метод изучения экономики В России стал применяться в 80-х г.г. Получил широкое распростра - нение при изучении медици - ны, юриспруденции, математики и других наук.

    Суть метода: «Разбор конкретных ситуаций (кейсов)» Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий

    Типы кейсов: 1. Практические кейсы. 2. Обучающие кейсы. 3. Научно-исследовательские кейсы.

    Структура и виды CASE Вспомогательная информация Описание конкретной ситуации Задания к кейсу Печатный Мультимедиа Видео

    Работа над кейсом в учебном процессе обычно осуществляется в 3 этапа: 1. Индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса. 2.Работа в малых группах. 3.Презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии.

    Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: Учитель – студент: перекрёстный допрос. Учитель - студент: адвокат дьявола. Учитель – студент: Гипотетический формат.

    Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: 4. Студент – студент: конфронтация и/или кооперация. 5. Студент - студент: «играть роль». 6. Учитель – класс: «безмолвный» формат.

    Метод кейс-стади развивает следующие навыки: 1. Аналитические. 2. Практические. 3. Творческие. 4. Коммуникативные. 5. Социальные. 6. Самоанализ.

    Технология конструирования кейс-стади. Определение цели создания кейса. Подбор соответствующей цели реальной ситуации. Подбор необходимых источников информации.

    Технология конструирования кейс-стади. 4. Сбор информации и данных для кейса. 5. Проработка формы представления материала в кейсе. 6. Подготовка методических материалов по его использованию.

    Особенности использования кейс – стади: Может быть использован и на стадии обучения и на стадии проверки знаний. Требует много времени. Не может быть использован в многочисленной аудитории.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

    Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА «КЕЙС-СТАДИ»

    Целью урока является формирование познавательного интереса к проблеме конкурентоспособности; формирование критерия исследования ситуации, суждения, выбора пути решения, а также поиск приемлемых интерп...

    "Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"

    В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....

    Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

    Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

    Одними из последних достижений технологий обучения являются кейсы. Это который позволяет интегрировать одновременно теорию и практику. Применение его в российском образовании сегодня весьма актуально. Ведь нет ничего эффективнее, чем самостоятельное погружение в проблему и поиск решения. Разберемся подробнее, откуда возникли и какое практическое значение имеют.

    Суть метода

    Кейс-метод - это сравнительно новая технология обучения студентов. Суть ее заключается в том, что учащимся предлагают для анализа реальную ситуацию (либо максимально приближенную к реальности). При этом выбор проблемы происходит не произвольно, а с целью активизации определенного комплекса знаний. В процессе решения задачи они должны быть усвоены. Примечательно, что кейс-задача не имеет однозначного решения. Она лишь тестирует способность студента к анализу и быстрому поиску разрешения ситуации.

    Кейс-метод - это интерактивная технология. Поэтому весьма позитивно воспринимается учащимися как игра для овладения практическими навыками с использованием реального материала.

    Кейс-стади - это многоуровневая технология, которая имеет ряд признаков и особенностей. Они помогают отличать данный метод от других. Сюда можно отнести наличие социально-экономической модели, командную выработку решений, их альтернативность и единую цель.

    История

    Впервые о применении в обучении кейсов стало известно в 1924 году. Преподаватели поняли, что для аспирантской программы нет подходящих учебников. Поэтому они решили провести интервью с успешными бизнес-владельцами и составить подробные отчеты об их деятельности. Студентам предлагалось прослушивание материалов, знакомство с деталями проблемных ситуаций, с которыми сталкивались компании. Затем в ходе общего обсуждения учащиеся искали варианты выхода из ситуации.

    Постепенно этот метод корректировался и распространялся по всему миру. С 50-х годов прошлого столетия он стал популярным во всей Западной Европе, в лидирующих бизнес-школах (ESADE, INSEAD, LSE, HEC).

    В России кейс-стади - это популярная технология обучения с 2000-х годов. В настоящее время применяются не только переводные кейсы, но и авторские, созданные для соревнований, аттестации учащихся. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Среди уже ставших популярными можно отметить центр карьеры НИТУ «МИСиС», клуб МГТУ им. Э. Баумана и др.

    Классификация

    Существует довольно широкая классификация кейсов по нескольким критериям: по структуре, размеру, форме представления, объекту, объему, оформлению и т. д.

    По структуре выделяют три вида: структурированные, неструктурированные и первооткрывательские кейсы. Это задачи с несколькими правильными решениями и определенным подбором данных. Отличительной чертой является их предназначение. Первые формируют умения последовательно применять теоретические знания, формулы на практике. Вторые и третьи способствуют поиску нестандартных решений.

    По размеру различают полные, сжатые и мини-кейсы. Объем полных обычно составляет до 25 страниц. Они прекрасно подходят для коллективной работы. На анализ отпускается несколько дней, по истечении которых происходит выступление команды с презентацией решения.

    Сжатые кейсы - это материалы максимум на пять страниц. Они предназначены для группового обсуждения на занятии.

    Мини-кейсы - это своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.

    По способу оформления выделяют печатные и электронные материалы, аудио- и видеозаписи. В последнее время приобретает популярность флипчарт, или флип-кейс. Что это такое? Информация преподносится в виде рассказа, а главные элементы фиксируются на специальной магнитно-маркерной доске.

    Также кейсы различают по уровню сложности и дисциплинам.

    Работа метода в бизнесе

    Самой популярной областью применения кейсов является бизнес-обучение. Ведь для успешного развития в собственном деле нужны не только личные стремления и знание рынка, но и определенный опыт прошлого других компаний, которые с лихвой дают бизнес-кейсы. Что это такое?

    Это специально подготовленный материал, описывающий конкретную бизнес-проблему. Задачей преподавателя на таких занятиях является направить учащихся в правильное русло поиска решений. А для этого требуется достаточный объем данных, статистика, участие успешного менеджера в создании кейса и наличие подходящей бизнес-ситуации.

    Существенный вклад в развитие кейс-метода вносят консалтинговые и аудиторские организации. Они используют его не только в обучении, но и в собеседованиях при приеме на работу. Такая технология помогает сразу выявлять у потенциальных сотрудников способность к анализу, синтезу. Нередко в качестве первого отборочного тура проходит корпоративное кейс-соревнование. Примером этому может быть известный ежегодный чемпионат в России от компании Microsoft.

    Методика решения

    Для поиска правильного решения любого кейса используют четкий план. Первый его пункт подразумевает постановку задачи и касается преподавателя. На втором месте стоят просмотр кейса и определения тем. Здесь важно схематично описать ситуацию с выделением ее главных компонентов. На третьем этапе учащиеся должны поставить диагноз, то есть выяснить, почему человек или компания испытывает кризис, и сформулировать проблему. Следующим действием будет разработка путей решения. Только после оценки всех вариантов и выбора подходящего можно переходить к разработке стратегии реализации и презентации выводов аналитической работы.

    Возможности

    Сегодня кейс-технология - это весьма востребованный метод обучения, который имеет ряд преимуществ или возможностей. Необходимость внедрения ее в практику учащихся предполагает две веские причины. Во-первых, студенты должны не просто получать «сухие» теоретические знания, но и формировать навыки мыслительной деятельности и менять парадигмы мышления в зависимости от конкретной ситуации. Во-вторых, специалист должен обладать определенными личностными качествами: оптимальным поведением в кризисных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.

    Стратегия развития

    Несмотря на эффективность кейс-метода, он может использоваться далеко не в каждой дисциплине. А только там, где требуется формирование соответствующих навыков и личностных качеств. Отсюда можно четко сформулировать стратегию развития этой технологии. Во-первых, метод должен активно применяться в процессе обучения тех людей, которые избрали рыночные профессии (менеджер, экономист, брокер, имиджмейкер), где доминирует ситуативная деятельность. Во-вторых, он весьма актуален в переподготовке кадров, помогает модернизировать знания и навыки. И конечно же, кейс-метод должен быть далеко не единственным в арсенале преподавателей, а идти в сочетании с традиционными методами (например, лекционным материалом).

    Лемисева Л.М.

    Изменения, происходящие сегодня в современном обществе определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

    Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность.

    Дети 21 века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни

    Они должны научиться учиться. Чтобы сделать урок интересным и полезным в достижении цели обучения учителя вовлекают учащихся в самостоятельную работу на уроке, используют проблемные ситуации и задания, используя различные образовательные технологии, одна из которых кейс технология

    Сase- study –как педагогическая технология, форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия, это разбор ситуации или конкретного случая, это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе учебную деятельность с игрой

    Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается ученикам в виде микро-проблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Совместными усилиями ученики формулируют проблему, анализируют ее, дают оценку, вырабатывают алгоритм практического решения проблемной ситуации, готовят отчет и представляют решение проблемы.

    Материалами для создания кейса могут быть: учебные тексты, проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, научные, публицистические, материалы газет, журналов, статистика в динамике данных, публицистическая литература, художественная литература

    Говоря о видах кейсов мы выделяем: практические, обучающие и научно- исследовательские.

    Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения, принятия решений в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

    Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.

    Основной задачей обучающих кейсов выступает обучение. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не всегда реальные и практические. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

    Научно-исследовательские кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.

    Отличительные особенности кейса являются: описание реальной проблемной ситуации, альтернативность решения проблемной ситуации , единая цель и коллективная работа по выработке решения, отсутствие авторской оценки проблемы.

    При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую 3 этапа:

    Первая этап – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.

    Вторая этап – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

    Третий этап . Анализ и рефлексия совместной деятельности.

    Основная задача этого этапа: учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения, подводит итоги.

    Этапы работы учащихся по данной технологии включают в себя: погружение в совместную деятельность: ознакомление с ситуацией, выявление проблем; организация совместной деятельности: обобщение информации , обсуждение решения, оценка альтернатив, подготовка отчета. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп могут не совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию; презентация совместной деятельности, которая может быть представлена в виде: сочинения-миниатюры; опорного контекста; схемы; таблицы; мультимедийной презентации .

    Во время работы по данной технологии используются такие методы, как: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, проблемный метод, метод классификации, игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия и т.д.

    Критерии оценивания кейса являются: достаточная глубина раскрытия темы, соответствие выступления четко поставленной цели создания, умение аргументировать свои высказывания, грамотность высказывания, умение задавать и отвечать на вопросы оппонентов, умение работать в коллективе и принимать решения, соблюдение регламента, форма представления кейса.

    Кейс – технология развивает умение: анализировать и устанавливать проблему, чётко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учётом конкретных условий и наличия фактической информации .

    Кейс – технология помогает понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения, она помогает выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента .

    Ученики ожидают от своего учителя сопричастности, готовности к творческому сотрудничеству, что повышает мотивацию к обучению учащихся.

    Деловая игра

    Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»

    От жары Россия заболеет.

    Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и на севере. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

    Шаблон для работы

    Проблема № 1: _______________________________________________________________

    Проблема № 2: _______________________________________________________________

    Проблема № 3

    Проявления проблемы:

    _________________ ________________________ ________________________

    Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

    Один из вариантов презентации итогов обсуждения - опорный конспект:

    Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

    Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

    Проблема № 3:Разрушение систем водоснабжения и канализации

    Проявление проблемы:

      подъем заболеваемости кишечными инфекциями

      увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний.

      рост заболеваемости геморрагической лихорадкой

    Пути решения, направленные на установление причин и следствий

      Совершенствование систем канализации и водоснабжения;

      Разработка новых методов очистки воды;

      Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);

      Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;

      Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;

      Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)