Международные сигналы бедствия обж. Способы подачи знаков и сигналов бедствия

Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария" придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. Размер одного сигнала должен быть не меньше трех метров, в противном случае его будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в другую сторону нет, чем больше сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего: из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасательных жилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать - снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву, внутренней, темной стороной вверх. На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки - утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

Каждый знак кодовой таблицы имеет одно единственное, известное пилоту поискового самолета, значение. Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

В аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного или двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если так можно выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру. Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно -надеть яркую, лучше оранжевую, а в пустыне белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью - факелом или фонариком. Пилот, заметив людей, обязательно сделает над ними круг или несколько раз качнет крыльями самолета.

После того, как самолет улетит, пострадавшим необходимо приготовиться к эвакуации - "реставрировать" прогоревшие сигнальные костры, паковать вещи, по возможности подготовить посадочную площадку для спасательного вертолета. Единственное, что они не должны делать, это менять свой образ жизни - покидать убежища, "добивать" на радостях НЗ продуктов, беспрерывно торчать на "улице", наблюдая за небом. Помощь может прибыть не слишком быстро. Спасательные операции нередко растягиваются на часы, а при неблагоприятной погоде на сутки и даже недели. То, что потерпевших бедствие обнаружили, лично для них ничего не меняет и не может служить поводом для ломки налаженного внутри лагеря аварийного быта. Они, так же, как и раньше, должны нести вахты, заготовлять дрова, собирать съедобные растения, ловить рыбу, охотиться и делать другую необходимую для поддержания жизни работу. Только делать это они должны еще лучше, чем раньше, чтобы, выдержав многодневное единоборство со стихией, не погибнуть за час до спасения. А такие случаи, увы, бывали.

Посадочная площадка для вертолета должна быть размером не менее 35х35 метров и располагаться горизонтально или с малым уклоном над склоном или на вершине купола, откуда возможен так называемый самолетный взлет, то есть с разбегом. Под склонами нередки нисходящие потоки, затрудняющие или делающие невозможной посадку. Поверхность площадки должна быть достаточно твердой. Снег надо утоптать так, чтобы при ходьбе не проваливались ноги. В зоне посадки не должно быть препятствий - деревьев, камней, вертикально торчащих предметов. Все легкие вещи, а также палатки необходимо закрепить с помощью колышков, вбитых в грунт, и камней. Пилоту вертолета желательно указать направление ветра при помощи самодельного флажка, сигнального патрона, дыма костра, куска ткани. Сигнальщик должен всегда становиться спиной к ветру. Подходить к севшему вертолету можно только по команде пилота или после полной остановки несущего и рулевого винтов и только спереди в пределах видимости пилота.

Для общения с пилотами вертолета существует специальная международная сигнализация жестами.

  • 1. "Здесь сигнальщик!" - руки вверх, ладони внутрь.
  • 2. "Да" или "Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!" - руки вверх, ладони внутрь, ноги вместе.
  • 3. "Нет" или "Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!" - левая рука вверх, ноги вместе.
  • 4. "Прямо" - руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги

на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад.

  • 5. "Назад" - руки поднимать вперед до уровня плеч. Ладони вперед.
  • 6. "Стоп! Двигатель остановить" - быстрота скрещивания рук

соответствует степени необходимости остановки.

7. "Все ясно!" (Знак "O"K!") - правая рука вперед в кулаке,

большой палец вверх.

  • 8. "Зависнуть!" - руки в стороны, ладони вниз.
  • 9. "Ниже" - покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз.
  • 10. "Выше" - покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх.
  • 11. "Посадка" - руки скрестить перед собой внизу.

Если потерпевшие по тем или иным причинам решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, необходимо пометить с помощью описанных выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак из международной кодовой таблицы.

Одновременно на земле, на видном месте, из камней, куска льда, бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине закрепляются несколько полутора - двухметровых палок, к которым привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним, в защищенной от непогоды емкости - в бутылке с залитым стеарином свечи горлышком, тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и пр. - оставляется записка, в которой указываются: полные данные потерпевших аварию (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), кратко описывается авария, перечисляется имеющееся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указывается год, число и время, когда оставлена записка. У основания тура из камней или толстых веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу, кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена (с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду), следует брать, исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило - надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!

В ходе движения необходимо как можно чаще метить свой маршрут - обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной метки должна быть видна другая. В местах изменения направления движения следует ставить две - три "больших" метки - крупный затес на стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках дерева, рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление движения. Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните, часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.

Аварийная сигнализация дело не такое простое, как может показаться по прочтении этого раздела. Всегда остается вероятность, что поданный вами сигнал, кроме вас самих, никто не заметит. Особенно это характерно для случаев, когда потерпевших специально не ищут.

Надежда на помощь "большой земли" - штука хорошая, но всегда надо быть готовым к самоспасению - к выходу к ближайшему населенному пункту.

При проведении ПСР спасателям зачастую приходится выполнять задания вдали от населенных пунктов, проводить несколько дней в "полевых условиях", сталкиваться с разнообразными экстремальными ситуациями, что предъявляет дополнительные требования к их способности работать в этих условиях. Прочные знания в различных областях, умение ими пользоваться в любых условиях являются основой выживания.

Отправляясь на ПСР , спасатели должны, наряду с орудиями труда и средствами защиты, иметь следующий набор необходимых предметов , которые могут пригодиться в любой климатогеографической зоне:
- сигнальное зеркало, с помощью которого можно подать сигнал бедствия на расстояние до 30-40 км;
- охотничьи спички, свечу или таблетки сухого горючего для разведения костра или обогрева убежища;
- свисток для сигнализации;
- большой нож (мачете) в ножнах, который может использоваться как нож, топор, лопата, острога;
- компас, кусок плотной фольги и полиэтилена, рыболовные принадлежности, сигнальные патроны, аварийный набор медикаментов, запас воды и продуктов.

Сигнализация . Спасатели должны знать и уметь применять на практике специальные сигналы. Для обозначения собственного местонахождения спасатели могут использовать дым костра днем и яркий свет ночью. Если в костер бросить резину, куски изоляции, масляные тряпки, то будет выделяться черный дым, который хорошо виден в пасмурную погоду. Для получения белого дыма, который хорошо виден в ясную погоду, в костер следует бросать зеленые листья, свежую траву, сырой мох.

Для подачи сигнала с земли воздушному транспортному средству (самолету) можно применять специальное сигнальное зеркало . Необходимо держать его на расстоянии 25-30 см от лица и смотреть через визирное отверстие на самолет; поворачивая зеркало, совместить световое пятно с визирным отверстием. В случае отсутствия сигнального зеркала можно использовать предметы с блестящими поверхностями. Для визирования нужно проделать в центре предмета отверстие. Световой луч необходимо посылать вдоль всей линии горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума мотора самолета.

Ночью для сигнализации могут быть использованы свет ручного электрического фонарика, факел, костер. Костер, разведенный на плоту, является одним из сигналов бедствия.
Хорошие средства сигнализации - яркоокрашенные предметы и специальный красящий порошок (флюоресцин, уранин), которые разбрасываются на снегу, земле, воде, на льду при приближении самолета (вертолета). В отдельных случаях могут использоваться звуковые сигналы (крик, выстрел, стук), сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Одним из последних достижений в разработке "целеуказания" является небольшой резиновый воздушный шар с нейлоновой оболочкой, покрытый четырьмя светящимися красками, под которым ночью вспыхивает лампочка; свет от нее хорошо виден на расстоянии 4-5 км. Перед запуском шар наполняется гелием из небольшой капсулы и удерживается на высоте 90 м нейлоновым тросом. Масса комплекта составляет 1,5 кг.

С целью облегчения поиска целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов "Земля - Воздух". Ее знаки могут быть выложены с помощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед, вытоптаны на снегу.


"Нужен врач"

"Нужны
медикаменты"
.

"Неспособны
двигаться"

"Нужны
пища и вода"

"Требуются
оружие и
боеприпасы"

"Требуются
карта и
компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь
в этом направлении"

"Попытаемся
взлететь"

"Судно
серьезно
повреждено"

"Здесь можно
безопасно
совершить
посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или
отрицательно"

"Да или
положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции
закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли
всех людей"


"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Находясь в экстремальной ситуации, никогда нельзя терять надежду на помощь. Человека непременно будут искать любыми доступными средствами: прочёсывая лес пешком, на вездеходах, с воздуха - на самолётах и вертолётах. Поэтому нужно постоянно быть готовым к подаче сигналов спасателям . Это относится и к варианту ожидания помощи в лагере, и к варианту выхода самостоятельно. Можно воспользоваться сотовым телефоном (если он есть). Позвонить в службу спасения и точно отвечать на вопросы оператора. Это значительно облегчит поиск. В походе не надо вести лишних разговоров по телефону, нужно беречь батарейку для передачи сообщений в экстремальной ситуации.

Мы уже говорили о том, что лагерь надо располагать на просторной поляне или возле неё. Открытое пространство понадобится для обозначения своего местоположения, для подачи сигналов бедствия.

Самый простой способ подать сигнал - развести большой сигнальный костёр. Не дожидаясь появления самолёта, вертолёта, необходимо заранее приготовить для него дрова и хорошую растопку . Для надёжности накрыть их чем-нибудь от дождя . Заготовить побольше сырых веток, травы - всего, что даст много дыма, который хорошо виден издалека.

Сигнальные костры

Услышав звуки вертолёта или самолёта, надо разжигать костёр . Лучше использовать три костра, расположив их, как показано на рисунке.

Можно жечь костёр и для того, чтобы его увидели спасатели, идущие пешком: густой дым виден издалека.

Внимание спасателей с воздуха можно привлечь не только костром. Для этого следует использовать яркую одежду, палатку, всё, что резко контрастирует с поверхностью земли. На траве хорошо будут заметны вещи белого, красного, ярко-жёлтого цвета. На снегу хорошо видны все цвета, кроме, естественно, белого. Можно выложить какой-то знак ветками ели, сосны, кустарников или вытоптать его в снегу. Это может быть всем известный международный сигнал бедствия «SOS».

Для передачи информации спасателям можно использовать и специальные знаки международной кодовой таблицы символов:

Сигнальное зеркало: а - одинарное; б - двойное

При совершении походов в удалённой от населённых пунктов местности всем участникам группы лучше раздать яркие ленты (0,3 x l,5 м), из которых можно легко и быстро составить знаки.

В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое можно изготовить самостоятельно. Для этого металлическую пластинку, жестянку надо зачистить с двух сторон песком или золой. От степени полировки будет зависеть яркость солнечного зайчика. В центре пластины следует пробить отверстие.

Зеркало надо держать, как показано на рисунке. Через отверстие наблюдать за самолётом или за судном. Не теряя объект наблюдения, надо поворачивать зеркало к солнцу. Найдя световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде, совместить зеркальное отражение блика с отверстием в зеркале. При совпадении отверстия с отражённым бликом световой сигнал окажется направленным на самолёт или судно.

Двойное сигнальное зеркало более удобно в применении. Оно состоит из одинарного зеркала и прикреплённой к нему при помощи петель, кронштейнов или проволоки, матовой пластины, изготовленной из фанеры, пластмассы, неотполированного металла. Створки надо развести под углом 60-70°. Через отверстие наблюдать за самолётом. Зеркальное отражение солнечного блика стараться совместить с отверстием.

Вопросы и задания

  1. Какими способами можно подать сигналы бедствия днём и ночью?
  2. Почему туристы и спасатели стараются одеваться в яркую одежду и иметь рюкзаки и палатки ярких расцветок?
  3. Вместе с родителями выберите полянку в лесу и разложите на ней из ярких лент несколько специальных знаков из кодовой таблицы символов.
  4. Изготовьте вместе со взрослыми сигнальное зеркало, как показано на рисунке. Попробуйте его использовать в дневное время в солнечную погоду.

Согласно предписаниям, люди, попавшие в экстремальную ситуацию, не должны уходить из района происшествия. Шансы на спасение возрастут, если они останутся на месте и будут подавать сигналы бедствия тем, кто занимается поисками. Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния, поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Особенно это важно, когда пострадавшему требуется медицинская помощь.

Разновидности сигналов

Сигналы бедствия по ОБЖ изучают в школе с 6 класса. Они могут подаваться различными способами как с использованием технических средств, так и без них.

Сигналы делятся на следующие разновидности:

  1. Световые. Подаются с помощью источников света или светоотражающих предметов.
  2. Дымовые. Используются столбы дыма от зажженных костров.
  3. Жестовые. Применяются, если пострадавший видит вертолет, приблизившийся к земле.
  4. Информационные. Если людям пришлось уйти с места, они оставляют такие знаки, чтобы указать направление.
  5. Водные. В воде растворяют ярко светящиеся краски.
  6. Звуковые. Крики, свистки, хлопушки, выстрелы.
  7. Радиосигналы. Используются технические средства: рации, сотовые телефоны и пеленгаторы.

Если планируется экспедиция, в которой существует риск попасть в аварийную ситуацию, ее участникам следует взять с собой набор, с помощью которого можно подать сигнал. В него входят:

    Свисток. Его слышно на дальнем расстоянии. Свисток пригодится в местах, где сильно рассеивается звук: голос там будет не слышен.

  1. Радиостанция. Этот прибор действует только на равнине.
  2. Палочка-фонарик. Работает часов 10. Свет виден только вблизи.
  3. Сигнальный буй. Нужен, если бедствие произошло на воде.
  4. Водный маркер. От него вода становится насыщенно-зеленой или оранжевой.
  5. Зеркало-гелиограф. Пускает очень мощных солнечных зайчиков. С воздуха такой сигнал можно увидеть на расстоянии в 20 000 метров.

Отсутствие технических средств

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами. Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью. Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

Разжигание костров

Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.

По международным нормам, нужно развести три костра на расстоянии в полсотни метров . Можно их вытянуть в линию или расположить треугольником. Если зажечь пять костров буквой «Т», спасатели поймут, что здесь может сесть самолет или вертолет.

Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.

Чтобы запалить костры быстро, рядом с ними стоит дежурный. Он поддерживает небольшие костерки. Горящими бревнами или углями можно поджечь сигнальные костры сразу после того, как появится самолет, корабль или автомобиль.

Дымовой столб

В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.

После заката внимание лучше привлечет яркий свет . Летчик сможет его увидеть с 20 000 метров. Если огонь всего один, его рекомендуют прикрывать густыми ветками лапника или кусками ткани, чтобы создать пульсирующий свет. Так можно и подать сигнал азбукой Морзе. Мигающий свет быстрее привлечет внимание спасателей, чем ровный огонь.

В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.

Международные коды

Для помощи пострадавшим разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран, на каком бы языке они ни говорили. Это знаки кодовой таблицы. Важно правильно их расположить: сигнал должен быть виден и с земли, и с воздуха.

Символы не должны быть меньше 300 см в ширину и 1000 см в длину . Пробельное пространство между знаками - не менее 300 см. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасжилеты.

Сигналы международного кода выкладывают и дерном, который срезают ножом или лопатой. Чтобы увеличить ширину символов, перевернутый темной стороной кверху дерн укладывают рядом с траншеей. На снегу для изготовления знаков используют еловый лапник. Также их вытаптывают обувью или рисуют золой.

В пустынях знаки можно изобразить с помощью песка. Его нагребают в небольшие валы. Такие символы хорошо видны утром и вечером, когда солнце находится низко над горизонтом. Песчаные валы отбрасывают густые тени, отчетливо заметные с воздуха.

Чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. На светлой поверхности символы делают темными, а на темной - светлыми.

Самый известный и наиболее часто используемый сигнал бедствия - «S.O.S.» . Его передают, используя азбуку Морзе или другие частотные сигналы, выкладывают любыми подручными средствами, которые заметны на Земле. Другой экстренный международный радиосигнал - это «Mayday», который означает «Помогите!». В качестве сигнала бедствия используют оранжевый дым, непрерывный звуковой сигнал или перевернутый государственный флаг.

Авиационные и информационные знаки

Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если летчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.

Чтобы легче быть замеченными с воздуха, людям нужно надеть цветную одежду, по возможности оранжевую, а потерпевшим бедствие в пустыне - белую. Им следует выйти на открытое пространство и размахивать кусками цветной ткани, а в ночное время факелами или фонариками.

Если спасательный самолет снизился, ему подают знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Летчик воздушного судна может дать следующий ответ:

  1. «Вас вижу». Круг над местом обнаружения пострадавших или ракета зеленого цвета.
  2. «Ожидайте помощи, скоро прибудет вертолет». Красная ракета или горизонтальная восьмерка.
  3. «Двигайтесь в указанном направлении». Желтая ракета или полет над людьми по направлению движения.
  4. «Вас понял». Белая ракета или покачивание крыльями. Ночью летчик может включить и выключить навигационные огни или посадочные фары. Если такие знаки не подаются, это означает, что спасатель не принял сигнал, поданный с земли.
  5. «Вас не понял». Самолет движется змейкой или выпускает две красные ракеты.
  6. «Обозначьте место приземления». Воздушное судно пикирует с последующим входом в вираж или выпускает две сигнальные ракеты.

Если же потерпевшим необходимо срочно покинуть лагерь или район бедствия, они оставляют хорошо различимые с воздуха и земли информационные знаки из кодовой таблицы.

Кроме того, из камней или кусков льда на видном месте сооружают достаточно высокую и заметную издалека башенку (тур). В нее вставляют палку длиной 1,5−2 м с прикрепленным на конец ярким куском ткани, фольгой или надетой консервной банкой.

Рядом с туром или внутрь него помещают плотно закупоренную емкость, в которую кладут бумагу с данными потерпевших аварию, их адресами, причинами бедствия. Также перечисляется, какое имущество и продукты остались у группы. Рядом выкладывается стрелка, указывающая направление движения.

Маршрут, по которому движется группа, нужно помечать определенными символами из международной кодовой таблицы, а также вырезать стрелки на стволах деревьев, обламывать ветки, оставлять туры. Все метки должны быть в пределах видимости одна от другой.

Чем больше аварийных сигналов оставят потерпевшие, тем выше надежда на спасение . Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.

Кодовая таблица

Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками . Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

К примеру, я собственными глазами в одном из путешествий смог наблюдать знак с размерами сторон, намного превышающими сто (!) метров. Правда, это был не знак бедствия, а скорее символ человеческой глупости. Кто-то не поленился, ободрал склон возвышающегося над окружающей местностью холма для того, чтобы увековечить одно очень короткое, но емкое русское слово, которое я здесь по цензурным соображениям процитировать не могу.


Местные летчики не без гордости утверждали, что это титаническое сооружение любителей русской словесности используется для наведения самолетов на родной аэропорт и запросто читается даже из космоса! Так что содержание содержанием, а пример того, что чем больше - тем лучше, очень наглядный.


Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря - из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.
Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину.
На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.


Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки - утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха. Но еще лучше развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани подобный теневой сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений.

Каждый знак кодовой таблицы имеет одноединственное известное пилоту поискового самолета значение.

! ! ! Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

Я долго сомневался, стоит ли рассказывать читателю еще об одном способе аварийной сигнализации. С одной стороны, он до смешного прост и потому доступен всякому человеку, не требует никаких дополнительных технических приспособлений, действен - сплошные весомые плюсы. С другой - наносит объективный урон окружающей природе - по нынешним временам минус очень серьезный. А ну как люди, увлекшись, начнут его применять, где надо и где не надо? Но потом подумал, что уж лучше он, чем "сигнальный" пожар.

К тому же этот способ достаточно трудоемкий, чтобы человек брался за него только скуки или шалости ради. Суть данного способа сигнализации заключается в том, что потерпевшие всеми доступными им способами стараются изменить естественный вид окружающей местности. Выжигают, вытаптывают на земле геометрические фигуры большого размера, вырубают в густолесье искусственные просеки.

Конечно, удобнее не валить большие деревья, такая работа слишком трудоемка, а, например, подрезать низкий кустарник на опушках леса или берегах водоема. Размер знака (круга, треугольника и т.п.) должен быть 20 м и более, ширина полосы - 3 - 4 м. Вблизи такой знак почти не виден, а вот с высоты в несколько сот метров он сразу бросается в глаза.

Вообще надо заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного-двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру.

Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно - надеть яркую, лучше оранжевую, а в степи белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью - факелом или фонариком.

Но еще лучше, если потерпевшие бедствие будут знать международную авиационную аварийную жестовую сигнализацию , используемую для передачи информации пилотами поисково-спасательных самолетов и вертолетов.

1. Прошу взять на борт.
2. Требуется техническая помощь.
3. Здесь удобно произвести посадку.
4. Всё в порядке.
5. Вас понял, выполняю.
6. Располагаю радиостанцией.
7. Здесь приземляться опасно.
8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
10. Да.
11. Нет.

Для той же самой цели - - используется еще одна форма сигнализации.
Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС.

С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе:

1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека.

2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани.

3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы.

4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани.

5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани.

6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

! ! ! Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия , о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS , или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала - минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах , выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

Если во время путешествия вы заметили чужой сигнал бедствия - примите все меры для оказания помощи. В первую очередь зафиксируйте место подачи сигнала - снимите с помощью компаса "пеленг", заметьте ориентиры в указанном направлении. Если пострадавшие находятся в труднодоступном месте, на помощь им должны выйти несколько наиболее опытных путешественников. Недопустимо отправлять спасательную команду налегке - без палатки, теплых вещей, питания.

Уходящие спасатели должны быть полностью автономны, даже если терпящие бедствие находятся в нескольких сотнях метров. Оставшиеся (страхующая группа) немедленно должны приступить к оборудованию аварийного лагеря - разбить палатки, построить убежища, развести костры, вскипятить воду, установить знаки-сигналы вокруг лагеря и по направлению движения спасгруппы, организовать промежуточные лагеря.

Если возможно, надо немедленно поставить в известность о происшедшем спасательные службы, органы власти и далее действовать согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самостоятельные, не согласованные с ними действия недопустимы. Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб после окончания спасоперации.

В случае, когда потерпевшие бедствие решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, они должны пометить с помощью описанных выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак - стрелку из международной кодовой таблицы.

Одновременно на земле на видном месте из камней, кусков льда, бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине закрепляются несколько двухметровых палок, к которым привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним в защищенной от непогоды емкости - в бутылке с залитым стеарином горлышком, в тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и пр. - оставляется записка, в которой указываются: полные данные потерпевших аварию (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), кратко описывается происшедшее, перечисляются имеющиеся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указываются год, число и время, когда оставлена записка.

У основания тура из камней или толстых веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу (кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена, с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду) следует брать исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило: "Надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!"

В ходе движения необходимо как можно чаще помечать свой маршрут - обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной метки видно другую. В местах изменения направления движения следует ставить 2 - 3 большие метки - крупный затес на стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках дерева.

Рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление движения. Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните: часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.

С той же целью, особенно в зимнее время, желательно прокладывать свой путь по открытым пространствам, помня, что поисковые самолеты и вертолеты в первую очередь будут осматривать опушки, поляны, просеки, русла замерзших рек, на поверхности которых следы различимы гораздо лучше, чем в густолесье. Для облегчения их задачи на открытых участках маршрута надо стараться оставлять как можно больше следов, например, идя не друг за другом, а развернутым фронтом. Как можно больше оставлять следов имеет смысл на поверхности линейных, доступных для осмотра с воздуха ориентиров: посередине широких просек, на заснеженном льду водоемов. Именно их авиаторы будут осматривать наиболее внимательно.

По тем же причинам при движении вдоль реки или переправе через водные преграды следует выбирать места с открытыми широкими песчаными пляжами, на которых следы сохраняются довольно долго и хорошо заметны с воздуха.

В заключение я хочу слегка… разочаровать читателя. Аварийная сигнализация - дело не такое простое, как может показаться по прочтении этой главы. Всегда остается вероятность, что поданный вами сигнал кроме вас самих никто не заметит. Особенно это характерно для случаев, когда потерпевших специально не разыскивают.

Однажды в море мы пытались привлечь внимание проходящего в 10 - 12 кабельтовых от нас небольшого судна. Мы кричали, поднимали и опускали паруса, свистели в боцманский свисток, памятуя, что свист слышен вдвое дальше, чем крик, били ложкой в дно пустой кастрюли. Наконец, запалили сигнальный патрон и одновременно "навесили" над палубой судна ракету. И что же? А ничего - судно продолжало идти своим курсом. Видно, рулевой уткнулся носом в картушку компаса, не желая ничего видеть по сторонам, а уши ему "заложило" рокотом дизеля, доносящимся из машинного отделения.

Более того, как-то раз точно таким же образом мы, сами того не желая, "проскочили" под самым носом у патрульных кораблей и самолетов в зону учебного отстрела ракет класса "небо - земля" и приплыли под самый борт плавучих мишеней! В день и даже в час учений! И нас снова никто не заметил! А ведь мы и тогда пытались давать сигналы. В том числе и дымовые. Нас никто не видел! Хотя видеть и не пропустить в секретную зону посторонних - прямая обязанность нерадивых охранников.

Вот тогда мы и поняли: на аварийные сигнальные средства надейся, да сам не плошай.

Последний совет касается не столько технологии аварийной сигнализации, сколько общечеловеческой этики.

Всякая спасательная операция отвлекает большое число людей от основной работы, подвергает их жизни повышенному риску, не считая крупных финансовых затрат. Поэтому прежде чем решиться подать сигнал бедствия, надо семь раз подумать! Любой сигнал бедствия следует применять только в истинно критической ситуации, непосредственно угрожающей жизни или здоровью людей! Несколько десятков километров, которые предстоит пройти, стертые ноги или несоблюдение сроков похода, я уж не говорю о таких меркантильных причинах, как боязнь опоздать из отпуска, пропадающие авиационные билеты и пр. - не повод для подачи аварийного сигнала и развертывания крупномасштабных спасательных операций.

С той же целью после благополучного завершения аварии следует снять все аварийные сигналы или, если это невозможно, известить местные власти, спасательные службы, авиаторов, что в указанных районах сигналы (указать, какие конкретно) "нерабочие". К сожалению, известны случаи, когда путешественники уже много дней как были дома, а спасательные отряды, поднятые по тревоге, продолжали прочесывать местность в поисках пострадавших.

Кроме "внешней" аварийной, полезно заранее разработать и в момент аварии использовать внутреннюю сигнализацию . Некоторые из возможностей звуковых, световых, жестовых сигналов приведены на рисунке. Сигнал подается с периодичностью сигналов азбуки Морзе при помощи свистка, крика, фонаря, факела или с помощью "ручного семафора". Промежуток между сигналами равен 4 - 5с - трем тире.

1. Две руки вверх, или непрерывные длинные сигналы (тире) - "Требую внимания. Наблюдайте за мной".
2. Одна рука вверх, или один короткий сигнал (точка) - "Мне требуется помощь одного-двух человек".
3. Встать боком, рука впереди себя, большой палец вверх, или один длинный сигнал (тире) - "У меня все нормально".
4. Две руки в стороны или два длинных сигнала (тире) - "Ничего не предпринимайте. Действую самостоятельно".
5. Рука в сторону или два коротких сигнала - "Идите ко мне".
6. Частое махание поднятыми руками или непрерывные короткие сигналы - "Аварийная ситуация. Требуется немедленная помощь".
7. Одна рука вверх, другая в сторону или чередование коротких и длинных сигналов - "Осмотритесь (прислушайтесь) по указанному мною направлению. Снимите азимут".

Сигналы привлечения внимания :

1. Оранжевый дым ПСНД, дымовых шашек;
2. Малиновый огонь ПСНД, фальшфейеров, факел-свечей, дымовых шашек;
3. Звездочки и вспышки ракет, патронов-мортирок, трассирующих пуль;
4. Блики сигнальных зеркал;
5. Знаки-сигналы на местности;
6. Оранжевые цветовые пятна на воде;
7. Свет и дым костров;
8. Яркая одежда;
9. Блики самодельных зеркал, фольги;
10. Радиобуи и радиостанции;
11. Звуковые сигналы;
12. Световые сигналы азбукой Морзе;
13. Флаги-сигналы;
14. Сигнальные туры;
15. Воздушные шары и змеи;
16. Затесы и другие импровизированные метки.

Ветолет спешит на помощь

Сигнальное зеркало

Сигнальное зеркало как средство сигнализации применяется только при солнечной погоде. Эффективность его использования довольно высокая. Так, при угле стояния солнца 130° яркость светового «зайчика» составляет 4 млн свечей, а при угле 90° она возрастает до 7 млн свечей. Вспышку солнечного «зайчика» можно обнаружить гораздо раньше, чем любой другой сигнал, подаваемый с поверхности земли в дневное время при солнечной погоде. С самолета, летящего на высоте 1–1,5 км, такую вспышку обнаруживают на расстоянии до 24 км. Именно солнечный «зайчик» сигнального зеркала, изготовленного Чечони (механик дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Центральной Арктике весной 1928 г.) из деревянной дощечки, оклеенной станиолем из-под плитки шоколада, оказался тем единственным сигналом, который заметил командир итальянского спасательного самолета.
Сигнальное зеркало может быть как стеклянным, так и металлическим, желательно со сторонами 10–12 см, с небольшим отверстием в центре. Стеклянное зеркало должно быть двусторонним, а металлическое – иметь хорошо отполированные поверхности пластины с обеих сторон.
При появлении летательного аппарата (вертолета или самолета) необходимо встать против солнца и смотреть через отверстие на летящий вертолет (самолет), держа зеркало на небольшом расстоянии перед собой в полусогнутой руке. Турист будет видеть на поверхности зеркала отражение своего лица и световое пятно на нем от отверстия в зеркале. Для того чтобы отраженные от зеркала лучи солнца были направлены на вертолет или самолет, следует зеркало поворачивать или наклонять до тех пор, пока световое пятно не совместится с центральным отверстием. Яркая блестящая поверхность зеркала или металлической пластины при его покачивании дает прерывистые вспышки, на которые в воздухе легко обратить внимание экипажа летательного аппарата (рис. 10, а ).

В случае, если отсутствует двустороннее зеркало или металлическая пластина, можно использовать в целях сигнализации и обычное одностороннее зеркало без отверстия, пользуясь следующей процедурой: а) держа зеркало одной рукой близко у лица, расположить его так, чтобы отраженный луч был направлен примерно в нужном направлении, т. е. на летящий вертолет или самолет; б) вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и «посадить» его на конец отведенного большого пальца; в) уточнить наклон зеркала, чтобы отведенный большой палец был освещен отраженным светом. Теперь отраженный луч направлен на летящий вертолет. Точность наведения луча по этому способу ниже, чем со специальным сигнальным зеркалом (рис. 10, б ).

В случае, если нет зеркала, в качестве заменителя можно попытаться использовать блестящее донышко от консервной банки, кусок какой-либо металлической пластины, т. е. любые предметы, отражающие солнечные лучи.

Подручные средства

Туристы, терпящие бедствие, для обозначения своего местонахождения могут использовать подручные средства, имеющиеся в их распоряжении.
Яркие предметы одежды, снаряжение (палатки, тенты, накидки, рюкзаки и др.) можно в виде флагов развесить на деревьях, шестах и, желательно, на более возвышенном месте по отношению к окружающей местности. При наличии реки или ручья, протекающих в лесном массиве, можно использовать в целях сигнализации палатку или тент яркой расцветки, натянув их над рекой или ручьем (рис. 11 ).

В целях сигнализации можно использовать и окружающую местность, внося в нее изменения, хорошо заметные с воздуха. В этих целях можно вырубить кустарник в виде круга, квадрата или иных геометрических фигур, вытоптать ногами или лыжами аналогичные или другие фигуры на снегу. Желательно, если позволяет местность, размеры знаков или фигур довести до 30–50 м по сторонам или диаметру, чтобы их легче было заметить с воздуха. В случае, если имеется водоем со стоячей водой, поверхность воды можно окрасить порошком флюоресцеина или уранина, образовавшееся пятно от которого бывает хорошо заметно с воздуха и, как правило, привлекает внимание не только поисковых вертолетов, но и пролетающих в данном районе экипажей летательных аппаратов.
В качестве средства сигнализации можно использовать изготовленный плот, закрепить его на поверхности водоема с помощью якорей и разжечь на нем костер при появлении вертолета.
Можно использовать валуны, складывая из них различные фигуры, которые могли бы привлечь внимание поискового вертолета, деревья, соорудив из них какие-либо геометрические фигуры.
В ночное время для сигнализации пригодны обычные фонари. Сигналы с помощью электрофонаря более заметны, если они подаются включением и выключением.
Кроме упомянутых средств сигнализации участники туристских групп, совершающих походы с активными способами передвижения, маршруты которых проходят вдали от населенных пунктов, особенно в труднопроходимых районах, должны знать кодовую таблицу международных визуальных сигналов «Земля – Воздух», подаваемых экипажу любого летательного аппарата в случае какого-либо чрезвычайного происшествия (рис. 12 ).
Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля – Воздух» :

1 – нужен врач – серьезные телесные повреждения; 2 – нужны медикаменты; 3 – не способны двигаться; 4 – нужны пища и вода; 5 – требуются оружие и боеприпасы; 6 – требуются карта и компас; 7 – нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанция; 8 – укажите направление следования; 9 – я двигаюсь в этом направлении; 10 – попытаемся взлететь; 11 – судно серьезно повреждено; 12 – здесь можно безопасно совершить посадку; 13 – требуются топливо и масло; 14 – все в порядке; 15 – нет или отрицательно; 16 – да или положительно; 17– не понял; 18 –требуется механик; 19 – операции закончены; 20 – ничего не обнаружено, продолжаем поиски; 21 – получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении; 22 – мы нашли всех людей; 23 – мы нашли только несколько человек; 24 – мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу; 25 – разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении.

Примечание.

1. Сигналы 1–9, 12, 14–17, 20, 22–25 используются участниками туристской группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, или по указанию начальника поисково-спасательной службы принимают участие в поисках (оказании помощи) другой туристской группе.
2. Сигналы 19–25 используют в основном при наземном поиске пропавшей туристской группы.

Сигналы международной кодовой таблицы можно выложить из ярких предметов одежды и снаряжения, а при внезапном появлении вертолета или самолета сигнал могут изобразить сами туристы, для чего следует лечь на поверхность земли или снежного покрова. В зимний период, если позволяет снежный покров, знаки можно вытоптать на открытой и относительно ровной местности. Для того чтобы знаки были более заметны с воздуха, их можно (при наличии в спасфонде или при подземных исследовательских работах) окрасить с помощью порошка флюоресцеина или уранина.
Сигнал можно также выложить, использовав в этих целях лыжи и лыжные палки, стволы деревьев и другой подручный материал.
Если туристской группе, обнаруженной поисковым вертолетом, сброшен вымпел с вопросами, то отвечать в первую очередь следует на поставленные вопросы. Например, с вертолета сброшен вымпел со следующими вопросами: «Являетесь ли вы группой из школы 46 города Новосибирска (условно ), руководитель Паршин?» Если являетесь, то ответ необходимо выложить в виде знака 16, что означает: «Да». Вполне естественно будет задан вопрос о необходимости оказания какой-либо помощи. В случае надобности медицинской помощи, если даже и не являетесь вышеуказанной группой, следует выложить один из знаков (1–3) или последовательно все три в зависимости от сложившейся ситуации.

Сигнализация с воды

Не исключено, что с туристской группой, совершающей поход по большой водной акватории, может произойти какое-либо чрезвычайное происшествие, для ликвидации последствий которого потребуется помощь извне. Для подачи сигнала бедствия могут быть использованы:

    мобильные средства связи;

    радиобуй для подачи сигнала через систему КОСПАС-САРСАТ;

    сигнальное зеркало (в солнечную погоду и при появлении летательного аппарата);

    ракеты, сигнальные патроны;

    электрофонари в ночное время и импровизированный факел из подручных средств;

    специальный порошок (флюоресцеин или уранин) для окрашивания воды.

Порошок для окрашивания воды, сигнальное зеркало, ракеты, сигнальные патроны, электрофонари, факел – все это используется только в случае появления вертолета или самолета. Следует помнить, что цветовое пятно, образующееся от порошка, при наличии волнения или довольно сильных поверхностных течениях быстро исчезает.
Сигналы, подаваемые с помощью электрофонаря, как уже говорилось, более заметны, если подаются включением и выключением. При отсутствии электрофонаря или отказе источников питания (батареек) сигнал при появлении вертолета можно подать с помощью факела, предварительно его приготовив из рубашки, майки и других предметов одежды или снаряжения. Наготове следует держать необходимое количество горючего, отлитого из примуса или запасной канистры, если таковая имеется. При отсутствии металлических стоек для палатки можно для изготовления факела использовать весло. В случае потери весел можно использовать предметы посуды (миску, котелок и др.), положив в них тряпки, смоченные горючим, которые следует поджечь в момент появления вертолета, соблюдая, естественно, все меры предосторожности, чтобы не получить ожог какой-либо части тела.
Вот те основные тонкости применения вертолета при проведении поисково-спасательных работ, которые нам рассказали приютившие нас спасатели на время выздоровления Андрея Ильича».

Заключение

Поисково-спасательная служба при возникновении чрезвычайного происшествия в какой-либо туристской группе нередко привлекает к проводимым работам участников не только той группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, но и участников других туристских групп, путешествующих в данном районе или прибывших в поисково-спасательную службу для постановки на учет с целью совершения заявленного путешествия, что предусмотрено Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293.
Поэтому и тем и другим необходимо иметь если не навыки, то хотя бы элементарные представления об основных моментах, связанных с организацией и проведением поисково-спасательных работ с применением вертолета. В первую очередь это касается туристских групп, которые, как уже было сказано, совершают свои походы вдали от населенных пунктов и в условиях сложного рельефа. В случае возникновения чрезвычайного происшествия в туристской группе доставка спасателей в короткие сроки возможна, как правило, только с помощью вертолета. И не только доставка спасателей, но и поиск туристской группы, просрочившей установленный контрольный срок окончания похода. Знание и умение организовать подачу различных сигналов с земли поисковому вертолету, подобрать и оборудовать временную посадочную площадку для вертолета, поместить пострадавшего в носилки, спущенные с вертолета, в случае невозможности его приземления в месте чрезвычайного происшествия – все это является одним из залогов успешного проведения поисково-спасательной операции.

P.S. Рассказ Марины, участницы похода, записал, дополнил, исправил, проиллюстрировал, а также написал заключение

Владислав Носырев