Письмоносец выходит на дорогу. Система космической связи "гонец" Центр управления системой

Письмо написано. Но оно бесполезно, если останется там, где его написали. Нужно доставить послание адресату, иногда «на край света», через горы и океаны, через леса и пустыни. Письмо повезут на лошадях или собаках, на поездах, пароходах, самолетах. Оно доходит до самого глухого местечка, до избушки в тайге, до полярной станции в Арктике или Антарктике.

Письмо
Само
Никуда не пойдет —
Но в ящик его опусти —
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму Увидеть свет:
Ему
Не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

Так написал С.Я. Маршак в своем стихотворении «Почта». Но так было не всегда. Семнадцать лет длилось путешествие Марко Поло на Восток и домой, и за все время никто в родной ему Венеции не получил от него ни единой весточки. В те далекие времена, в XIII в., совершить такой трудный путь письмо не могло.

Но уже в давние времена посылались и получались письменные сообщения. Первыми письмоносцами стали гонцы. Быть гонцом было трудно и небезопасно. Вот как жаловался на свою судьбу за 2300 лет до н.э. бедный египетский гонец: «Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти». Жил гонец в постоянном страхе: принесешь своему или чужому властелину дурные вести — не снесешь головы. Считалось, что тот, кто приносит дурные вести, и сам повинен в несчастье.

Хорошо организованную почтовую связь имело персидское государство, величайшее государство древности. Оно включало Персию, Малую Азию, Фракию, Македонию, Вавилонию, Египет, Финикию, Сирию, Палестину, часть Закавказья и Средней Азии, Аравию и северо-западную Индию.
Властители Персидской рабовладельческой державы Кир и Дарий I, сын Гистаспа (VI — V столетия до н. э.) провели широкое строительство дорог, организовали службу связи. Почтовые станции располагались на дорогах через 25—30 км. Здесь постоянно имелись лошади для смены. Все совершалось очень быстро и точно.
«В ночную тьму, в холод и непогоду садился очередной гонец на коня и мчал послание по пути его следования... Ничто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними»,— писал греческий историк Ксенофонт.

Столица Персии, город Сузы, отстояла от Средиземного моря более чем на две с половиной тысячи километров. Все расстояние конные гонцы преодолевали за 5—6 суток, в то время как пешему потребовалось бы на это 90 суток.
В античной Греции имелись гонцы двух родов: грамматофоры («письмоносцы») и гемеродромы («дневные гонцы»). Первые совершали только -короткие «рейсы». Гемеродромы, вооруженные дротиками, славились быстротой бега. Они пробегали за час 55 стадий (примерно 10 км). Знаменитый гемеродром Эвхид, посланный после битвы при Саламине (480 г. до н. э.) в Дельфы за священным огнем, пробежал за один день почти 200 км. Не раз гемеродромы одерживали победы, участвуя в Олимпийских играх. И, наоборот, победители игр нередко становились гемеродромами.

Нигде и никогда в других странах гонцы не пользовались таким почетом, как в Греции. В отличие от Персии, где письмо передавалось по цепочке пеших или конных гонцов, в Греции его от начала до конца нес один гонец. Никто под угрозой смертной казни не смел напасть на гонца, задержать его или ограбить. Ведь он нес письмо властелина, письмо государственной важности. Часто гонцы имели отличительные знаки, по которым их сразу узнавали. С этими знаками считались даже разбойники и бродяги. Так, например, гонцы Чингис-хана, проезжавшие огромные расстояния из Европы в ставку властелина, привязывали ко лбу табличку — «пайцзу». В зависимости от важности гонца и сообщения таблички были деревянные, серебряные или золотые с изображением сокола или тигра.

Японские гонцы держали в руках колокольчики. Даже княжеским процессиям приходилось уступать им дорогу. Гонцы обслуживали лишь властителей, высших чиновников и военачальников. Строжайшее наказание грозило за прием частных писем. Так было в Персии, в Риме, в других странах древнего мира. Так было и в более поздние времена. Великолепно организованную почту имел древний Рим, заимствовавший, вероятно, постановку дела у персов. Еще во времена Юлия Цезаря имелась обширная сеть дорог. Ее протяженность равнялась 150 000 км. Дороги были вымощены каменными плитами, подогнанными так плотно, что между ними не прошел бы даже лист бумаги. Некоторые из римских дорог сохранились и используются и в наши дни. По всем дорогам стояли каменные столбы с обозначением расстояния в милях (римская миля равнялась 1500 м).

Во времена Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н.э.) почта была уже хорошо налажена. Во II в. н.э. почтовая сеть надежно связывала отдельные части огромной Римской империи. Почта связь шла в нынешнюю Англию, в Восточную Европу до Рейна и Дуная, на Балканы, включая нынешнюю Румынию, в Турцию, Сирию, Палестину и Иорданию, на северо-африканское побережье от Танжера до Александрии. На дорогах имелись станции, где останавливались всадники и возницы. Эта почтовая сеть носила название Cursus publicus. В наиболее значительных населенных пунктах находились помещения для отдыха, где приезжающие могли переночевать и где стояли наготове верховые и вьючные животные, а также повозки. Такие помещения стали позже называться станциями — statio. Обычно говорили: «Станция, расположенная в таком-то месте» — «statio posita in...». От латинского слова posita произошло, вероятнее всего, слово «почта»— post. Впервые в этом смысле его употребили в XIII в. Хотя почта называлась «общественной, народной» (publicus), пользоваться ею рядовые граждане не могли. Они лишь привлекались к перевозке в принудительном порядке, предоставляя лошадей, повозки и всадников. Такая обязанность возлагалась и на жителей покоренных стран. Лишь с течением времени государственная почта стала обслуживать не только императоров и знать, но за установленную плату и других римских граждан.

Богатые патриции, владевшие рабами, использовали их как собственных гонцов. Но на большие расстояния их не посылали, прибегая к услугам странствующих торговцев или путешественников. Однако посланные таким образом письма нередко доходили через многие месяцы, когда они подчас теряли свое значение. Связь с заморскими владениями поддерживалась с помощью кораблей. Римские императоры часто использовали почту самым необычным образом. Император Константин, например, ведя войну с персами, отправил однажды на почтовых повозках войско. «Все дороги ведут в Рим»,— говорили римляне. В иносказательном смысле мы пользуемся этой поговоркой и теперь. Римская почта является рубежом в истории европейской почтовой связи. От случайной передачи сообщений был сделан шаг к строго организованной, регулярно осуществляемой через опорные пункты службе доставки письменных сообщений.

В Индии почтовая служба осуществлялась уже в раннем периоде ее истории. Национальный индийский эпос «Рамаяна» (IV в. н. э.) упоминает о дорожных надсмотрщиках, на которых лежал надзор за гонцами, бежавшими от станции к станции. Звоном бубенцов они требовали дать дорогу, а также сообщали о своем прибытии. На поясе гонца имелась металлическая дощечка с его именем, номером и обозначением станции. Станции устраивались очень несложно. Это были хижины, где гонцы передавали друг другу свою ношу. Для переправы через реки у гонцов имелись плавательные пояса.

Интересны сохранившиеся сведения о почте инков в Перу и ацтеков в Мексике, этих государствах древнейшей культуры Южной Америки. Здесь задолго до появления европейцев существовали почтовые гонцы. О почте инков рассказывает инка Гарсиласо де ла Вега в своей, ставшей всемирно известной, книге «История государства инков», вышедшей в 1609 г. в Лиссабоне. Она переведена на многие европейские языки. В 1974 г. она была издана в Ленинграде, в издательстве «Наука». Гарсиласо де ла Вега родился в 1539 г. в нынешнем Перу. Он был сыном инкской принцессы и капитана конкистадоров. В 1560 г. уехал в Испанию, где стал известен как писатель. В государстве инков на дорогах находились почтовые курьеры, задачей которых были скорейшая доставка приказаний повелителя и передача важных новостей и известий. Курьеры назывались «часки». Это слово означает «обменивать» или «взять»: они обменивались сообщениями. Укрываясь от непогоды, курьеры располагались в хижинах, которые ставились на дороге по две рядом. В каждой находилось от четырех до шести человек, молодых и быстроногих. В особых случаях на станциях находилось до двенадцати гонцов.

Задания выполнялись по очереди гонцами то одной, то другой хижин, их которых наблюдение за дорогой велось в обе стороны, чтобы заметить бегущего гонца до того, как он прибежит, и не терять ни минуты времени. Хижины ставились на высоких местах, и от одной можно было видеть следующую. Расстояние между ними равнялось половине лиги (лига —5572 м). Такое расстояние гонец пробегал очень быстро, не теряя силы. Кроме часков у инков были гонцы, которые назывались «кача» (посланец). Это были личные послы, которые шли от одного князя к другому или от господина к подчиненному. Был еще главный гонец, называвшийся «чуру мульо часки» (гонец с раковиной). Он трубил в раковину, извещая о прибытии. Сообщения, которые передавали часки, были устными, так как инки не знали письменности. Поэтому послание было немногословным, чтобы его не забыть и не перепутать. Слова послания повторялись несколько раз до тех пор, пока его не запоминал очередной гонец. Часки должны были обладать хорошей памятью и пользоваться полным доверием.

Некоторые сообщения передавались с помощью «кипу» (или «квицу»), что значило «завязать узел». Это были разноцветные шнуры различной длины, на которых определенным образом завязывались узлы. В зависимости от цвета и места на шнуре они имели определенное значение. Например, в кипу, представлявшем военное сообщение, шнуры разного цвета обозначали количество воинов, вооруженных пращами, копьями, палицами, стрелков из лука и т. д. Простой узел обозначал 10, двойной—100, тройной — 1000 воинов. Специальным должностным лицам поручалось сплетать и «читать» кипу, что было очень сложно.

Дурные вести передавали властелину стоя на коленях. Если сообщение было радостным, например о победе, гонец вплетал в волосы красные ленты и размахивал кинжалом. У ацтеков гонцы назывались «пайнани». Как у инков, так и у ацтеков гонцы доставляли к царскому столу их отдаленных районов страны отборные фрукты, рыбу и другие редкие и скоропортящиеся продукты со скоростью до 400 км в сутки. Использование гонцов для подобных целей имело место и у других народов. Так, знаменитый полководец древности Александр Македонский (IV в. до н. э.) во время своих походов в Персию и Индию, страдая от жажды, употреблял фруктовые соки со снегом. Его доставляли специальные эстафеты рабов с горных вершин и из пещер.

Вместе с римской империей погибли и ее почтовые учреждения. В эпоху непрестанных войн, которыми отличалось начало средних веков, не ощущалось большой потребности в почтовых связях. Культурная жизнь времен средневековья сосредоточивалась в монастырях и университетах, находившихся в большинстве случаев под влиянием духовенства.

Князья-феодалы осуществляли пересылку писем и багажа при помощи гонцов и возниц, которые предоставлялись их подданными. Лишь во Франции Хлодвиг (482—511 гг.) пытался создать — без особого успеха — почтовую связь из остатков римской государственной почты.

Позднее (с XI в. по XV в.) почтовая связь поддерживалась в основном монастырями, рассылавшими гонцов по всей Европе. Среди монахов всегда находились желающие побродить по свету вместо того, чтобы сидеть по кельям. У странствующих монахов рядом с сумой для подаяний нередко висела сумка с письмами. Своих посланцев имели и университеты, появившиеся в XII в. в Италии, Испании, Франции. Здесь обучались дети состоятельных людей, проживавших в разных странах Европы. Родители нуждались в поддержании связи со своими сыновьями. Самую хорошую службу связи имела Сорбонна — часть Парижского университета, готовившая высшее духовенство. Гонцы Сорбонны регулярно совершали поездки не только по Франции, но и за ее пределами. Гонцам Сорбонны разрешалось брать почту и от лиц, не имевших отношения к университету; доверяли этим гонцам отправления даже правительственные учреждения.

Однако феодальная Европа, где бурно росли города, где развивались торговля и промышленность, не могла удовлетвориться ни монастырскими, ни университетскими почтовыми связями. Поэтому купеческие гильдии и ремесленные цехи стали организовывать свою службу гонцов. Постепенно пользование ею стало возможным для других слоев населения. Однако плату за доставку, особенно на большие расстояния, брали высокую.

Рядовые люди тоже хотели передавать вести — хотя бы важнейшие — друзьям, знакомым и родственникам. Их выручали торговцы, переезжавшие с места на место для покупки и продажи разных товаров, и ремесленники, которые путешествовали для сбыта изделий своего ремесла. Купцы и ремесленники или сами вручали почтовые письма, адресованные своим покупателям, иди передавали их торговцам, ехавшим туда, где жил получатель. Сначала это была просто любезность по отношению к постоянным клиентам. Чаще всего разъезжали мясники, закупавшие и перегонявшие гурты скота. Они бывали в самых отдаленных местах, где никогда не появлялись гонцы.

Постепенно цех мясников наладил хорошо поставленную службу связи. Ее так и называли «почта мясников». Мясники нередко согласовывали свои маршруты друг с другом, останавливаясь в чужих городах. Поэтому они имели возможность доставлять письма и на далекие расстояния. Своего рода «почта мясников» существовала в древнем Новгороде. На это указывают некоторые берестяные грамоты. Переписка государственного значения доставлялась здесь гонцами. Без сомнения, специальный гонец привез бересту с известием об успехе новгородского посольства у короля Швеции и Норвегии (XIV в.). Но для частной переписки пользовались услугами торговых людей, колесивших с товарами по ближним и дальним дорогам. Новгородские купцы, такие как былинный Садко, «богатый гость», везли мед и воск, пушнину, кожу и рыбу, снабжали западно-европейским серебром всю Русь до Рязани и Нижнего Новгорода. Они везли европейские товары с запада на восток, а на запад — восточные и южные. На юг купцы держали путь за хлебом: в нем Новгород нуждался в XI—XIII вв. Кто-нибудь из торговых людей привез в Новгород в начале XII в. из Смоленска бересту от некоего Гордея, отправившегося в голодный неурожайный год на юг, где «дешеве ти хлебе»: «Поклон от Гордея к отьчеви и матери. Продавъше двор, идите же семо Смоленьску ли, Кыевоу ли... Але не идете, а присъ/ли/те ми грамотичу, сторови ли есте».

Как видно из берестяного письма, Гордей предлагает родителям, продав двор, ехать в Смоленск, где он пока остановился, или прямо в Киев, а если они не решатся ехать, то сообщить, здоровы ли они: болезни всегда были спутниками голода. Гордей не только имел возможность прислать письмо из Смоленска, за 400 км, но не сомневался, что родители смогут прислать ответ и гораздо дальше — в Киев. Это показывает, что почтовые пути Новгорода были не случайными, а постоянными и хорошо налаженными.

Pepuxoвский "Гонец” (1897) возвестил миру о рождении нового самобытного художника, ученого, мыслителя, общественного деятеля, которому было суждено сыграть выдающуюся роль в культурном движении XX века. Принадлежащий к плеяде творцов русского космизма, он во многом воплотил мечты и надежды, возникшие на заре нашего столетия. Однако не менее значительны его прозрения прошлого - и не только по мысли, но и по способности воочию показать в своих художественных произведениях дохристианскую жизнь славян. Его обращение к первобытности было настолько неординарным, что и сегодня идеи и образы художника вызывают бурную полемику и находятся на самом острие современного знания.

"Гонец. Восстал род на род" стала первой получившей известность картиной Н. К. Рериха. Это хрестоматийное произведение изучалось многими исследователями. С. П. Дягилев сразу обратил внимание на новую лирическую трактовку исторического жанра. П.Ф. Беликов и В.П. Князева писали, что «пейзаж картины переносит зрителей в далекое прошлое,... захватывает воображение и делает зрителей как бы соучастниками изображенной сцены». Е.И. Полякова связала сюжет “Гонца” не только с событиями "начальной летописи", но и с раздумьями о России и тревожной судьбе ее народа. Л В. Короткина отметила умение создать настроение в картине, а также стремление к обобщенному решению. Однако все исследователи всегда анализировали картину без рамы. Между тем авторское оформление полотна дает на наш взгляд ключ не только к более полному пониманию замысла полотна, но и к пониманию дальнейших путей эволюции его творчества.

Рама темная по цвету, с плетеной рогожей, соединяющей внутреннюю и внешнюю окантовку. По наружному краю идет орнамент из косых крестов и ромбов, а на рогоже вылеплены фигурки животных. Они изготовлены из песка и покрыты золотой краской. Внешний кант также оклеен прокрашенным темным песком. Сразу возникает вопрос: не брал ли для вящей убедительности молодой художник этот песок из какого-либо кургана того времени, о котором повествует средник картины? Наверное, когда-нибудь в будущем этот вопрос будет выяснен. Однако главное, конечно, не в этом штрихе возможной документальности, а в том, какой, собственно, смысл или дополнительное содержание могла нести эта рама?

В чисто живописном отношении оформление полотна выполнено очень удачно. Коричнево-черный тон деликатно выявляет ночное освещение. Само это темное дерево с самодельной рогожей словно бы непосредственно приближает и делает более ощутимыми изображенные на полотне постройки и ограждения, изготовленные из тех же материалов. Позолоченные же фигурки на раме удивительно хорошо сочетаются с выглядывающим из-за холма желтым серпом луны.

И все же, только ли в одном живописном ансамбле смысл рамы? Нет, он значительно глубже и связан с зооморфными фигурками. Наверху, симметрично друг другу в геральдической композиции представлены так называемые "собачки". В четырех углах рамы изображены повернутые друг к другу какие-то животные, которые более всего напоминают зайчиков. "Собачки" - это повторение Рерихом подлинных археологических памятников X-XIII вв., которые были известны по материалам историков и собственных раскопок Рериха, опубликованных в его статье "Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца".

Художник точно воспроизводит их стилистику и украшения в виде кружков. У Собачка из раскопок Л.К. Ивановского животных длинный хвост с петлей у шеи и мягкая вкрадчивая поступь. Б. А. Рыбаков идентифицирует их с рысью и называет "лютым" зверем . Действительно, в контрасте с нежными беззащитными зайчиками они смотрятся явными хищниками, воплощающими дух борьбы. Единственно, что позволил себе художник, отклонившись от цитирования, так это несколько ярче выделить пасть, что придало их облику более суровый характер. Стоящие друг против друга, они как бы символизируют идею схватки или единоборства. Известно, что первобытные племена имели своих тотемных покровителей, вели свою родословную и часто назывались по имени какого-либо животного.

По-видимому, "лютые" звери и укрывшиеся, скорчившиеся зайчики олицетворяют два различных племени. Возможно, что таким символическим путем автор хотел глубже раскрыть основную идею произведения и сделать акцент на второй части названия картины - "Восстал род на род".

Если средник говорил на всем привычном языке, создавал реальный земной образ, близкий и понятный, благодаря удивительному вживанию автора в дух первобытности (по письмам к В. В. Стасову мы знаем, насколько тщательно подходил Рерих к достоверному, не придуманному изображению жилищ, лодки, одежды, оружия), то рама давала, говоря словами Н.А. Бердяева, подобия, знаки и символы иных миров. Надо полагать, что только таким путем автору удалось полностью воплотить свой замысел, показать не просто случайный эпизод приплытия гонца в лодке, но и приобщить зрителя к более глубокой реальности, к истории небесной, которая по определению Н.А. Бердяева, будет раскрываться и развертываться в земной жизни. Быть может, у художника и не было тогда такого определенного плана или ясно осознанной цели, как понимаем мы ее сейчас (кстати, Рерих неоднократно указывал, как подлинный, глубинный смысл интуитивно созданного им самим раскрывался ему значительно позднее), тем не менее близость такому пониманию истории прослеживается в его творчестве и в дальнейшем. Не случайно, видимо, зооморфные фигурки у Рериха того же цвета, что и небесное ночное светило.

Фактически образ картины получился многослойным и выраженным совершенно различными изобразительными средствами. Если полотно решено в традициях передвижнической живописной школы, то фигурки на раме - в условной манере. Мало того, что археологические древности, подобные "собачкам", вообще не появлялись в изобразительном искусстве того времени, но и оперирование, создание своих, стилистически близких им образов (зайчиков), а, главное, соединение в станковом искусстве двух совершенно различных изобразительных систем - все это было чрезвычайно смелым и дерзким экспериментом молодого художника. В этом образном и колористическом ансамбле двух, казалось бы, несоединимых истоков заключалась большая внутренняя сила, которой еще предстояло раскрыться в будущем. Во взаимодействии этих начал и рождалось оригинальное, ни на что не похожее, как бы овеянное глубокой древностью, искусство Рериха. Видно было, что не только природа, не только исторические события, но и рукотворные археологические экспонаты определяли пути его художественного мышления. Во всяком случае, художнику было тогда совершенно ясно, что «памятники наряду с природой живые вдохновители и руководители стиля» .

Возможно, что синтез этот не был здесь еще вполне органичным - слишком уж резким, непривычным было такое соединение, не случайно непонятое его современниками. Однако в этой откровенной декларативности как бы звучало кредо художника, приоткрывшего врата в богатый и огромный художественный мир древнего искусства. Здесь был непочатый край для деятельности, для любовного и чуткого перетолкования, для создания подлинно исторической и значительной по образной выразительности живописи, для стилистических поисков. Это было уже тогда ясно молодому Рериху, писавшему: «Мощь развивается в столкновении острой индивидуальности с безымянными наслоениями эпох. Вырастает логическая сила». В этом поле напряжения вызревало и крепло оригинальное творчество Рериха.

Пожалуй, можно заключить, что путь к искомому синтезу шел как бы двумя встречными путями: от передвижнической системы живописи и непосредственно от условной изобразительности древнего искусства. Казалось бы, от современной ему реалистической школы до первобытного художественного сознания был гигантский шаг, разделенный тысячелетиями. Можно ли было вообще говорить в таком случае о каком бы то ни было единстве? Однако уже в "Гонце" помимо общего колористического строя была своя внутренняя логика. Она шла поверх стилистического разнообразия, убеждая своей ясной естественноисторической правдой - правдой, которая апеллировала к прошлому, к генетической, родовой памяти.

Недавние работы психологов показали, что наше сознание наследует наслоения многих эпох и что для человека, который целиком "освободился" от анимистического мышления, непонятны многие поэтические образы. То, что "ложно" в научном мышлении, может быть "истинно" в художественном. К анимистическим представлениям «следует добавить научные представления, не противопоставлять, а разъяснять многообразие, гетерогенность как культуры, так и соответствующего ей мышления» . Вот к этому синтезу и шел в своих произведениях Рерих, шел вне всяких сложившихся устоев и концепций, полагаясь лишь на собственные прозрения, на собственные впечатления от прикосновения к предметам далекой древности. Рерих чутким глазом художника уловил в искусстве исчезнувших Кресло (Эскиз для мастерских в Талашкине). 1904народов «не затемнелую археологию, а ясность мысли обобщения». И молодой живописец искренне надеялся, что художественное мышление способно к синтезу, к объединению, поскольку «время сложило красоту, общую всем векам и народам» . Эта общность, несомненно, основывалась на единстве человеческой природы, на общности общечеловеческих чувствований.

Казалось бы, задача для Рериха была ясна - утвердить свой поиск в искусстве «в апофеозе какого-то нового стиля, сейчас немыслимого» , где бы слились живописные достижения настоящего с глубокой мудростью прошлого. Сегодня представляется, что одну исходную точку развития своего творчества Рерих наметил как бы непосредственно от образцов древнего искусства. Рерих открыл для себя огромный материк - наследие каменного века, а также замечательные по своей стилизации скифские древности и так называемые чудские бляшки. Эти чудские бляшки - образцы пермского звериного стиля - литые бронзовые изделия ломоватовской культуры середины первого тысячелетия новой эры - теперь широко известны благодаря высокому художественному исполнению. Поначалу Рерих использовал чудские мотивы для проектов мебели. В них миниатюрные вещицы увеличивались в размерах почти без изменения и представали в резном деревянном рельефе. Рериховские проекты создавали атмосферу реальности ирреального, погружали в мир представлений, глубоко отличных от стандартизованного порядка вещей, внедряемых современной машинной цивилизацией. Рерих противопоставлял наступающей бездуховности окружения наследие далеких эпох, наполненное глубоким художественным смыслом в каждом рукотворном изделии.

Следующим шагом были эскизы фризов: "Птицы", "Звери", "Пучина морская”, "Гады подземные” (1904). Здесь чудские образы составляют лишь часть стилистически однородной монументальной композиции, призванной украсить общественное здание. Через несколько лет Рерих создает эскиз декорации к сюите А. К. Лядова "Кикимора" (1910). Весь эскиз буквально насыщен Н.К.Рерих. Задумывают одежду (Каменный век). 1908популярными образами искусства Прикамья. Претворенные в театральном действе, соразмерные человеку шаманские изображения ожили в интерьере терема Кикиморы. От этого эскиза - шаг до обычного его станкового произведения. Собственно многие театральные работы Рериха смотрятся нередко как самостоятельные картины. Таковы были и известные эскизы к "Снегурочке" и "Весне священной" о язычестве славян.

Отдельная линия, которая также вела от условной изобразительности к новому живописному стилю, связана с увлечением Рериха жизнью и искусством человека эпохи камня. Его ранние эскизы (1904) на темы каменного века следуют гравировкам верхнего палеолита и чукотско-эскимосской резьбе по кости. Упругие обнаженные женские тела в картине "Задумывают одежду" (1908), кажется, воскрешают изящные рельефы из грота Ля Магдален. В итоговом произведении этой серии "Призыв солнца" (1919) достигнута гармония образного смысла и стилистических исканий.

Интересно отметить, что источником вдохновения для создания произведений о долгожданной встрече верхнепалеолитическими жителями летнего светила послужили якутские песнопения, процитированные в статье "Радость искусству". Почитание северными народами сил природы Рерих относил к Н.К.Рерих. Борис и Глеб.1942«одной из самых поэтических религий» и считал, что она является «колыбелью лучших путей творчества» . Его с юности тянуло к этой "колыбели", к тому, что мы не ведаем уже давно, «что только иногда еще помнит индийская и шаманская мудрость».

Вторая встречная линия, которая развивалась в творчестве Рериха, шла от академической школы через средник "Гонца”, всю славянскую серию и "Заморских гостей" (1900-1903). Впитывая достижения древнерусской иконописи, эпохи Возрождения, восточного искусства и условной изобразительности, он пришел к тому новому стилю с повышенной декоративной выразительностью, который безошибочно узнается как рериховский.

Рериховский "Гонец" поставил вопрос о подлинной историчности доисторического. Как состояться здесь художнику по теме, которая столь неизвестна и столь общезначима? Трудность этой задачи осознавал и сам художник, изложив свое видение проблемы в статье «Искусство и археология».

А задача эта была, действительно, необычайно сложная, поскольку надо не погрешить против археологического материала, как правило, скудного и Н.К.Рерих. Строят ладьи. 1903достаточно частного и в то же время в картине должно преобладать подлинное поэтическое начало. Притом произведение должно быть исполнено на уровне современных художественных задач и одновременно для воскрешения времени оно, наверное, должно отзвучать на прошлое в каких-то чисто стилистических параллелях? Ведь подчас ничто так лучше не скажет о прошлом, как какое-то изделие того времени: наскальный рисунок или женское украшение. Дух времени может ожить и в претворении стилистики, и в смысловой организации сюжета. Во всем этом нужно чувство меры и большого художественного такта. Рерих избрал для себя верный путь, не воскрешая бытовые подробности жизни, не описывая детали, хотя все это в известной степени и присутствует в его картинах, а прежде всего нацеливаясь на обобщающий, соответствующий духу времени образ.

Рериховские замыслы охватывали огромную панораму жизни древних славян и уходили в недра палеолита. В русском искусстве еще не было столь всеохватного проникновения в доисторическую эпоху. Его картины были не сухой, более или менее удачной реконструкцией, а поражали жизненной правдой, как будто бы автор все это видел, пережил и прочувствовал сам. На рериховские полотна может быть распространено с некоторыми изменениями Платоновское учение о познании как припоминании. Это припоминание лишь тогда плодотворно, когда оно, говоря словами Н.А. Бердяева, есть «внутренняя память всего великого, свершившегося в истории человечества, какое-то глубинное соединение, отождествление того, что совершается внутри, в самой глубине духа познающего, с тем, что было когда-то, в разные исторические эпохи».

Это "глубинное соединение", убеждающее своей подлинностью, возможно, и в самом деле было необычной внутренней памятью, разбуженной когда-то археологическими раскопками. Юношеское увлечение тайнами курганов, исчезнувших народов служило богатым источником воображению. В этом смысле «археология, - как писал впоследствии Рерих, - давала неоспоримый материал - истинную основу». Рерих признавал, что «художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь». Однако в этом проникновении у Рериха не было стремления к изображению какого-либо острого события. Он, прежде всего, хотел показать духовную жизнь определенного периода в ее наиболее типичных проявлениях. Новым качеством в эстетических исканиях русской исторической живописи было и то, что в рериховских образах «психология отдельных характеров заменяется изображением жизни более сложных организмов, как: толпа, государство, человечество».

В.М. Васнецов в своем "Каменном веке" (1882-1885) исходил из индивидуальных Каменный век. В.М. Васнецов. характеристик персонажей, и общий замысел возникал от "прочтения" действий каждого его героя. Художественное мышление Рериха основывалось на цельном психологическом образе, воплощаемом в достоверных деталях, которые однако отнюдь не доминировали в композиции, а лишь насыщали ее ничем не заменимым правдоподобием. Конечно, художник-археолог, как признавал сам Рерих, «может пойти дальше ученого, но только без санкции ученых, этот шаг не может иметь особого значения». Успех его полотен определялся этим счастливым сочетанием в нем художника и ученого и удивительной способностью поэтического проникновения, не случайно А.М. Горький назвал его «величайшим интуитивистом современности».

"Гонец" словно привез России неведомое раньше наследие ее древней культуры. Он сразу сделал близкими и родными наших далеких предков, наделив их столь понятными нам человеческими чувствами. Вслед за "Гонцом" буквально хлынул поток рериховских картин на темы древних славян. Все это было столь убедительно, столь точно в деталях и в постановке сюжета, столь прочувствовано, проникнуто народным духом, к которому естественно протягивались нити современной общинной жизни крестьян, к их обычаям и отголоскам языческих верований, что не принять как свое было просто невозможно. Так и только так, рериховскими глазами мы теперь многое видим в нашей дохристианской истории. Рерих создал целую живописную летопись славян, известную ранее лишь по фрагментарным записям. Теперь мы видим ее воочию, цельную и могучую. И в том, что истоки нашей истории предстают теперь в нашем сознании столь весомо, с достоинством и уважением, столь полнокровно, зримо и величаво - в том громадная заслуга Рериха.

После рериховских работ мы теперь по-новому представляем не только прошлую жизнь людей, но и жизнь природы. Вернее, Рерих сумел убедить нас, что и социум, и природа едины. Ранее было ясно, что жизнь человеческих сообществ, несомненно, связана с природой, зависима от нее. Теперь же мы в природе увидели одухотворенность ее человеком; каким-то шестым чувством ощущаем присутствие вокруг живших когда-то предков, ходивших по этой земле, поклонявшихся ей, небесам, рекам и холмам, размышлявших и страдавших среди белых берез, клубящихся облаков и бездонного неба... Тут не анимистический взгляд язычника, тут как бы незримое присутствие... Это драгоценное ощущение взаимосвязи человека и природы, гармония их существования в вечном круговороте времен, это совершенно неизвестное дотоле ощущение причастности всего человеческого к живому веществу планеты ярко передано в искусстве Рериха.

В сюжетном плане "Гонец" также имел несколько ответвлений. Среди рериховских тематических картин мотив ладьи оказался впоследствии одним из самых распространенных. "Ладьи" (1901,1903), "Строят ладьи" (1903), "Волокут волоком" (1915) воплотили образ мощной созидательной энергии народа. "Заморские гости" (1900,1901,1902,1903) в своих суднах с яркими парусами, раздуваемыми ветром, бороздят речную гладь. Из ладьи опускает рериховский герой в потаенное озеро "Клад захороненный" (1917, 1947). По завету Христа выискивают в людском океане его последователи души отзывающиеся - "И мы продолжаем лов" (1922). На утлом суденышке, среди волн торопятся "Беглецы” (1937) и застыли в окаменелости персонажи "Печали" (1939). На ладье плывут по неведомому морю первые русские "Святые Борис и Глеб" (1904,1919,1942,1943). Ладья стала тем средством, с помощью Н.К.Рерих. Вестник от Гималаев (Направляясь домой) 1940которого рериховские герои преодолевают века и пространства и обретают свою реальность. Это некий символ динамизма эпохи, явления героев; нить, связующая миры.

Не менее значительной, сквозной темой в творчестве Рериха стал мотив Вестника. "Вестник" является в 1914 и 1915 годах. В 1918 году появились "Облако-вестник" и небесные Рыцари утра, дня, вечера, ночи. "Вестник" стучался в дверь при блеске молнии - велении неба (1922,1946). То ли по воде, то ли по небу плывет "Вестник от Гималаев" (1940).

Во всем этом было немало автобиографического: Рериху дано было принять благую Весть, и сам он стал Вестником. Как и его герои, внимающие небесам, он прислушивался к голосу пространства и наполнял им свои произведения. Будучи до конца своих дней художником-символистом, Рерих как никто из мастеров его круга смог, кажется, довершить в своей жизни все, о чем мечталось в начале века. Быть символистом значило быть жрецом и пророком, стремиться к «пересозданию жизни», к «пересозданию человечества». Именно таким жрецом, поклонявшимся Прекрасному, пророком и провозвестником Учения жизни предстал Рерих перед человечеством. Следуя наказу Льва Толстого выше руль держать, он пришел в сумрачное XX столетие проповедником Культуры, принесшим Весть, что спасение мира в осознании Красоты.

Его гонец приплыл хотя и с гуманной миссией, но все же тревожной, как ночное небо.

Один только раз, написав образ, полный тягостных предчувствий, Николай Константинович в дальнейшем старался как бы искупить его радостью и надеждой, предотвратить своим искусством все бойни мира, пересилить их созидательными строительными задачами, а на почве общественной деятельности - защитить от уничтожения все памятники мировой культуры. Наполнив свои полотна сиянием, усилив его до космической мощи и глубины, он лучом Прекрасного стремился объединить человечество и как горьковский Данко, своим горящим сердцем показывал путь к Свету.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Дягилев С. П. Ученическая выставка. // Новости и биржевая газета. 1898, № 309.

2. Беликов П. Ф., Князева В. П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 34-35.

3. Полякова Е. И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1973. С. 42.

4. Короткина Л. В. Николай Константинович Рерих. СПб.: Художник России; Золотой век, 1996. С. 6.

5. Рерих Н. К. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца. // ЗИРАО. Т. XI, вып. 1-2. СПб., 1899. Рис. 44. С. 358.

6. СпицынА. А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л. К. Ивановского. MAP, № 20. СПб., 1896. Таблица XIV, № 18.

7. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. С. 548.

8 .Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 168.

9. Бердяев Н. А. Указанное сочинение. С. 21.

10. Рерих Н. К., ГЦ, 1991. С. 57.

11. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 132.

12. Тульвисте П. Э. Типы мышления и традиционные занятия. // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. С. 106.

13.Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 100.

14. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 123.

15. Рерих Н. К.. ГД, 1991. С. 89.

16. Рерих Н. К. Нехудожественность наших художественных магазинов. // ИХП. СПб., 1899. № И. С. 914-918.

17. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. ИЗ.

18. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 99.

19. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 113.

20. Ежегодник общества архитекторов-художников. Вып. 3. СПб

21. Рерих Н. К. Искусство и археология. // ИХП. № 3. С. 185-194. № 4-5. С. 251-266.

22. Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 19.

23. Рерих Н. К., ЛД, 1995-1996. Т. III. С. 387.

24. Рерих Н. К. Искусство и археология... С. 192.

27. Белый А. Символизм. М., 1910. С. 3.

ОАО «СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА «ГОНЕЦ» ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ «ГОНЕЦ» В РЕГИОНАХ С ОГРАНИЧЕННЫМ РАДИОПОКРЫТИЕМ СИСТЕМ СОТОВОЙ СВЯЗИ Россия, Москва, ул. Бауманская, 53/2 +7 (495) ,


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРСОНАЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ «ГОНЕЦ-Д1М» Многофункциональная система персональной спутниковой связи и передачи данных с КА на низких орбитах МСПСС «Гонец-Д1М» создаётся в рамках мероприятий Федеральной космической программы России до 2015 года, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 года 635 с изменениями от 19 декабря 2007 года 897, от 15 сентября 2008 года 683 и от 31 марта 2011 года 235. Заказчик: Головной исполнитель: Оператор и эксплуатирующая организация: Федеральное космическое агентство России ОАО «Информационные спутниковые системы» им. ак. М.Ф.Решетнёва» ОАО «Спутниковая система «Гонец» 2


НАЗНАЧЕНИЕ МСПСС «ГОНЕЦ-Д1М» МСПСС «Гонец-Д1М» обеспечивает: – КА «Гонец-М1», «Гонец-М», «Гонец-Д1» Высота, км Наклонение, градусов 82,5 Количество плоскостей 4 Количество КА в плоскости 3-4 Тип орбиты круговая, биполярная Обмен сообщениями между абонентами системы в глобальном масштабе; Передачу данных о местоположении объектов, полученных с использованием системы ГЛОНАСС; Обмен сообщениями между абонентами системы и абонентами внешних сетей в глобальном масштабе; Циркулярную передачу сообщений группе пользователей; Передачу телеметрической (датчиковой) информации контролируемых объектов в центры мониторинга. 3


ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МСПСС «ГОНЕЦ-Д1М» Независимый контроль местоположения и состояния подвижных объектов, в том числе грузов; передача трассы в диспетчерский центр Сбор и передача информации экологического и промышленного мониторинга Связь в чрезвычайных ситуациях (наводнения, землетрясения, пожары, извержения вулканов, аварии на опасных производствах) Связь с удаленными пользователями в труднодоступных районах Связь в интересах различных министерств и ведомств 4


КАРТА ПОКРЫТИЯ РОССИИ СОТОВОЙ СВЯЗЬЮ СТАНДАРТА GSM Подавляющая часть территории Российской Федерации в настоящее время не охвачена сплошным полем радиопокрытия подвижной радиотелефонной связью стандарта GSM. 5 - зоны покрытия наземных сетей GSM в России


6 Зоны радиовидимости 4-х наземных станций МСПСС «Гонец-Д1М» (Москва, Железногорск, пос. Тикси, Южно-Сахалинск) обеспечивают 100% покрытие территории России, включая исключительную экономическую зону и Арктический регион. МСПСС«ГОНЕЦ-Д1М» ПО СОСТОЯНИЮ НА II КВ г. 1 КА «Гонец-Д1» и 6 КА «Гонец-М» обеспечивают глобальную связь. г. Москва пос. Тикси г. Железногорск г. Южно-Сахалинск




ИСПЫТАНИЯ СИСТЕМЫ «ГОНЕЦ» В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 8 Передача координатной информации и тревожных сообщений со школьных автобусов * Все объекты и пункты, из которых выполнялась передача, находились в районах Красноярского края с имеющимися проблемами с покрытием наземными сетями связи. Задачи, решаемые в испытаниях: Передача информации с инфоматов в портал электронного правительства Красноярского края Связь с удаленными поселениями Красноярского края (передача сообщений) Передача данных с удаленных избирательных участков Красноярского края - зоны покрытия наземных сетей GSM в Красноярском крае


ЗОНА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПЕРЕДАЧЕ КООРДИНАТНОЙ ИНФОРМАЦИИ, СООБЩЕНИЙ И ДАННЫХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИЗ УДАЛЕННЫХ МЕСТ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Диспетчерский центр Связь с удаленными объектами осуществлялась по схеме «точка-точка». На объектах и в диспетчерском центре в г. Красноярске были развернуты терминалы «Гонец». 9


ОСНОВНОЙ ВЫВОД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ МСПСС «ГОНЕЦ-Д1М» В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 10 Количественные показатели комплексных испытаний: Успешно передано и принято: более 1000 меток с координатами транспортных средств; 210 тревожных и текстовых сообщений с транспортных средств; 120 текстовых сообщений из удаленных поселений; 7 информационных блоков от инфоматов в удаленных поселениях; 6 информационных блоков от избирательных участков в удаленных поселениях. Вероятность доведения информации до диспетчерского центра 100%. Результаты испытаний показывали возможность создания на территории Красноярского края единого навигационно- коммуникационного пространства без белых пятен покрытия.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МСПСС «ГОНЕЦ-Д1М» В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ РФ С ОГРАНИЧЕННЫМ ПОКРЫТИЕМ GSM 11 Диспетчерский центр РС г. Москва РС г. Железногорск РС пос. Тикси РС г. Южно-Сахалинск Объекты индустриального и экологического мониторинга Различные виды транспорта и мобильные группы Распределенная сеть инфоматов, избирательные участки, стационарные объекты, связь в ЧС


СХЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГОНЕЦ» 12 При нахождении абонента в зоне обслуживания наземных сетей GSM (фиолетовая зона), связь осуществляется по каналу GSM При нахождении абонента вне зон обслуживания сетей GSM (голубая зона), связь осуществляется по спутниковому каналу «Гонец»


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АБОНЕНТСКИХ ТЕРМИНАЛОВ МСПСС «ГОНЕЦ» ДИАПАЗОНА 0,3/0,4 ГГц Основные характеристики АТ Д2 Мощность передатчика, Вт Стационарные, возимые - не более 10, носимые - 5 Объем сообщения до, кбайт 500 (для обслуживаемых – неограниченно за счет деления сообщения на блоки по 500 кбайт) Вид передаваемой (принимаемой) информации Текстовые сообщения, файлы, короткие сообщения (SMS), сообщения с данными местоположения, пакеты данных пользователя Точность определения местоположения подвижного объекта до 10 м по системе ГЛОНАСС Подключение оконечных устройств пользователя Мобильный (возимый), стационарный – RS-485 или 100Base-TX, носимый – USB Масса, кг Рабочий комплект терминала – 0,4– 1,6 кг в зависимости от типа и комплектации Напряжение питания, В Стационарные, мобильные (возимые) – от источника переменного тока 110/220 В 50 Гц, блок приема/передачи также имеет возможность питания от источника постоянного тока, в том числе 12 В Носимые – от источника переменного тока 110/220 В 50 Гц, от собственной аккумуляторной батареи Потребляемая мощность, ВА Стационарные, мобильные - не более 36 ВА Дополнительные возможности Обмен с потребителями по GSM каналу короткими сообщениями, передаваемыми (принимаемыми) обслуживаемым терминалом по спутниковому каналу Двухмодовый (спутниковый/GPRS) мобильный (возимый) терминал 13 Мобильный АТ Возимый АТ ОЕМ-модуль Диапазон частот, МГц в линии «Космос – Земля» 387 – 390 в линии «Земля – Космос» 312 – 315 Скорость передачи, кбит/с в линии «Космос – Земля» 9,6; 38,4; 76,8 в линии «Земля – Космос» 2,4; 4,8; 9,6


СВЯЗЬ С ПОДВИЖНЫМИ И СТАЦИОНАРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Диспетчерский центр в любой точке на территории России 14 координатная информация Орбитальная группировка ГЛОНАСС Орбитальная группировка Гонец РС Гонец телеметрическая информация телеметрическая информация текстовые сообщения текстовые сообщения тревожные сообщения тревожные сообщения Передача данных с КА на РС Портал электронного правительства Орбитальная группировка Гонец РС Гонец Передача данных с КА на РС Избирком, другие ведомства Орбитальная группировка Гонец Отраслевые центры мониторинга в любой точке на территории России Передача данных с КА на РС РС Гонец Различные виды транспорта Объекты индустриального и экологического мониторинга Распределенная сеть инфоматов Водные ресурсы Почвы Атмосфера Удаленные поселения, избирательные участки, связь в ЧС Орбитальная группировка Гонец Передача данных с КА на РС РС Гонец телематические данные промышленного и экологического мониторинга двусторонний информационный обмен с сетью различные сообщения информация с избирательных участков


Россия, Москва, ул. Бауманская, 53/2 +7 (495) , ОАО «СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА «ГОНЕЦ» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LOW-ORBIT MULTIFUNCTIONAL PERSONAL SATELLITE COMMUNICATION SYSTEM «GONETS-D1M»

А. V. Kuzovnikov, N. A. Testoedov, V. A. Agureev

JSC “Academician M. F. Reshetnev “Information Satellite Systems”

52 Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia. E-mail: [email protected]

The authors consider the steps involved in the creation and subsequent development of the multifunctional system of personal satellite communication and data transfer to spacecraft in low-earth orbits, the main technical solutions for the improvement of the technical characteristics of the system, increase consumer appeal and competitiveness with foreign analogues. Besides, the authors define the main consumer contingent system and present the refreshment dynamics of orbital grouping of the system until 2020.

Keywords: satellite communication system, orbit group, spacecraft, user terminal, communication waiting time,

message delivery time, consumer characteristics.

Космическая деятельность занимает одну из ключевых позиций в геополитике России и является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус как страны высоких технологий, играет все более возрастающую роль в обеспечении национальной безопасности, в том числе безопасности жизнедеятельности населения, в экономическом, научном и социальном развитии, в укреплении оборонной мощи .

Анализ тенденций развития зарубежных и отечественных космических комплексов (КК) и систем связи и телекоммуникации показал, что в настоящее время на первый план выходят сетевые информационные технологии и их применение в составе орбитальных группировок (ОГ) космических аппаратов (КА), которые рассматриваются уже как совокупности космических информационных узлов (КИУ) сетевой архитектуры, обладающие определёнными информационными и вычислительными ресурсами. Сами КА и их составные части позиционируются уже не как аппаратные решения, а как прикладные процессы .

Сетевые информационные технологии обеспечивают достижение потенциальных возможностей космических средств по глобальности и оперативности доступа к информации о любых пространственных объектах в космическом и воздушном пространстве, на суше и море. Открываются новые возможности по организации связи и предоставлению телекоммуникационных услуг широкому кругу пользователей, решению задач координатно-временного и навигационного обеспечения, а также задач фундаментальной и прикладной науки, геофизики, геодезии, картографии и пр.

Для России в существующих геополитических условиях (ограничения по территориальному размещению наземных средств и наличие глобальных интересов в мире) создание подобной сетевой архитектуры возможно только при широком использовании космических средств, при этом глобальность и оперативность могут обеспечить только низкоорбитальные космические комплексы и системы связи .

Таким образом, в конце 80-х - начале 90-х гг. была положена идея о создании первой отечественной системы спутниковой связи «Гонец» на базе малых низкоорбитальных космических аппаратов. Построение

системы спутниковой связи на базе низкоорбитальных КА определило ряд преимуществ, по сравнению с системой на основе геостационарных КА:

Относительно малые высоты снижают требования по энергетике к бортовой аппаратуре, что значительно снижает габариты и вес КА;

Абонентские терминалы (АТ) создаются на основе малогабаритных ненаправленных антенн с общей массой от 0,3 до 3 кг;

Абонентские терминалы размещаются у пользователей, что даёт им прямой доступ к услугам спутниковых систем связи, обеспечивая возможность глобальной персональной связи.

Космическая система «Гонец» прошла сложный путь развития, который начался с запуска 13 июля 1992 г. двух космических аппаратов «Гонец-Д». Успешная демонстрация возможностей предположенной к созданию системы связи положила начало для её дальнейшего развития.

На российском рынке оказания услуг связи и передачи данных создаваемая отечественная система «Гонец» будет конкурировать с зарубежными системами персональной спутниковой связи «Globalstar», «Iridium», «Inmarsat» и «Turaya», получившими разрешение на оказание услуг связи на территории России - в части предоставления телефонии и передачи данных, с системой «Orbcomm» - в части передачи телеметрической информации вне территории Российской Федерации. Высокий статус систем-конкурентов значительно повышает значимость создания отечественной конкурентоспособной системы связи и передачи данных .

Основным назначением системы «Гонец» является предоставление услуг персональной связи и передачи данных подвижным и стационарным абонентам, расположенным в любой точке Земного шара, с преимущественным обслуживанием правительственных учреждений и государственных структур России .

Система «Гонец» предоставляет следующие услуги связи и передачи данных:

Радиотелефонную связь подвижным и стационарным пользователям, находящимся в зоне радиовидимости одного КА;

Обмен сообщениями между наземными средствами пользователей (НСП);

Циркулярную передачу сообщений группе наземных средств;

Передачу аварийных сообщений от АТ на региональную станцию (РС) или центр управления связным комплексом системы (ЦУСК) «Гонец»;

Определение местоположения подвижных пользователей;

Автоматизированный сбор данных с датчиков контроля состояния любых объектов, в том числе необслуживаемых, сбор данных о местоположении объектов;

Взаимодействие средств потребителей системы «Гонец» с сетью общего пользования, сетью Интернет и другими наземными сетями.

Основными областями применения системы «Гонец» являются:

Связь в удалённых регионах с неразвитой инфраструктурой (районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, сельские и труднодоступные регионы и т. п.);

Связь в чрезвычайных ситуациях (землетрясения, наводнения, экологические и промышленные катастрофы);

Глобальные ведомственные и корпоративные сети передачи данных;

Контроль состояния и местоположения подвижных транспортных средств и грузов;

Экологический, промышленный и научный мониторинг.

На рис. 1 представлен состав системы «Гонец-Д1М».

Рис. 1. Структурный состав системы «Гонец-Д1М»

Космический комплекс предназначен для развёртывания, поддержания и управления орбитальной группировкой космических аппаратов «Гонец-М» и «Гонец-М1».

Связной комплекс совместно с космическим комплексом предназначен для передачи цифровой информации в пакетном режиме и обеспечения радиотелефонной связи подвижных и стационарных абонентов.

Центр управления системой предназначен для планирования, организации, контроля эксплуатации системы и управления ОГ КА «Гонец-М» и «Гонец-М1».

Наземные средства потребителей предназначены для реализации заданного вида услуг связи в различных условиях эксплуатации и доступа к наземным ресурсам.

Построение ОГ КА оптимизировано для обслуживания России и стран СНГ при времени ожидания до 15 минут и угле места не менее 10о. На рис. 2 показана модель полной орбитальной группировка системы «Гонец-Д1М» из 12 КА «Гонец-М», построенная с помощью специализированного программного обеспечения (Satellite Tool Kit v.6).

На рис. 3 представлены зоны радиовидимости и трассы орбитальной группировки КА «Гонец-М» в штатной комплектации.

В качестве определяющих при выборе оптимального орбитального построения группировки КА низкоорбитальной системы связи, как правило, используется системная характеристика - время ожидания связи с вероятностью: 0,9; 0,8; 0,7. Зависимость времени ожидания от значения широты обслуживания представлена в табл. 1.

Принципы построения системы «Гонец-Д1М», в том числе энергетические характеристики радиолиний и частотный план системы позволяют обслуживать клиентов существующей абонентской сети системы «Гонец-Д1» в диапазоне 0,2/0,3 ГГц, а также абонентов вновь создаваемой сети связи «Гонец-Д1М» в диапазоне 0,3/0,4 ГГц с повышенной пропускной способностью.

Потребительские характеристики системы «Гонец-Д1М», состоящей из 12 КА «Гонец-М» приведены в табл. 2.

С целью дальнейшего сокращения времени ожидания связи в системе и повышения уровня надёжности заданного времени ожидания, при условии сохранения типа используемых орбит, необходимо увеличение количества КА в ОГ и уточнение их размещения по орбитальным плоскостям при условии блочного выведения КА на орбиту.

Разрабатываемая система «Гонец-Д1М» третьего этапа строится на базе КА «Гонец-М1», основные характеристики которого приведены в табл. 3.

ОГ состоит из 24 КА «Гонец-М 1» по шесть КА в каждой плоскости на высоте 1500 км с углом наклонения орбиты 82,5о. На рис. 4 показана орбитальная группировка из 24 КА «Гонец-М1» .

На рис. 5 представлены трассы орбитальной группировки КА «Гонец-М» в штатной комплектации.

Данное построение орбитальной группировки значительно улучшает параметр времени ожидания от значения широты обслуживания, приведённое в табл. 4.

Рис. 2. 3Б-модель орбитальной группировки системы «Гонец-Д1М» из 12 КА «Гонец-М»

Рис. 3. Орбитальная группировка КА «Гонец-М» в штатной комплектации

Таблица 1

Время ожидания сеанса связи для системы из 4 плоскостей по 3 КА в каждой

0 25,04 19,98 13,54

20 19,47 14,97 8,85

40 17,79 12,04 6,08

50 15,00 8,19 2,17

60 5,64 1,78 0,0

Примечание: І I - широты территории России.

Таблица 2

Потребительские характеристики МСПСС «Гонец-Д1М» с КА «Гонец-М»

Параметр Значение

Метод доступа в канал по расписанию и по требованию

Перерыв в связи для РФ, мин. До 15

Время доставки сообщений, мин. До 30

Дуплексные ТЛФ каналы в зоне обслуживания КА 5

Точность определения координат абонента по ГЛОНАСС/ОРБ, м 10

Точность определения координат абонента средствами МСПСС «Гонец-Д1М» 1000 м

Скорость передачи информации в радиолинии, кбит/с: Земля-КА КА-Земля (РС, АТ) КА-КА 9,6 64 нет

Пропускная способность одного КА, Мбит/сутки до 270

Срок активного существования КА, лет 5

Число терминалов, обслуживаемых в течение 1 мин при размерности сообщений 10 Кбит, шт. 300

Общее число абонентов в системе, тыс. шт. 200

Таблица 3

Основные характеристики КА «Гонец-М1»

Параметр Значение

Пропускная способность КА, Мбит/сутки до 5000

Объем бортового ЗУ, Мбайт 64

Срок активного существования, лет 10

Скорость передачи информации, Кбит/с 9,6-1024

Количество радиотелефонных каналов, шт. 50

Рис. 4. 3Б-модель орбитальной группировки системы «Гонец-Д1М» из 24 КА «Гонец-М1»

Рис. 5. Орбитальная группировка КА «Гонец-М1» в штатной комплектации

Таблица 4

Время ожидания сеанса связи для системы из 4 плоскостей по 6 КА в каждой

Широта, град. Время ожидания сеанса связи, мин.

Вероятность = 0,9 Вероятность = 0,8 Вероятность = 0,7

20 7,95 3,3 0,89

Примечание: I I - широты территории России.

Также на показатель времени ожидания сеанса связи системы «Гонец-Д1М» влияет наземная инфраструктура. Региональные станции, в количестве 4-х штук, размещаемые с учётом их радиовидимостей, в г. Москве, г. Железногорске Красноярского края, п. Тикси Республики Саха, г. Южно-Сахалинске, с использованием фидерной линии, позволяют обеспечить 100 % покрытие территории России, включая территориальные воды, а также большую часть Европы и Азии. На рис. 6 представлено размещение РС системы «Гонец-Д1М» на территории России .

Неотъемлемой частью любой системы связи является абонентское оборудование - абонентский терминал (АТ), с помощью которого пользователь, находящийся в любой точке Земного шара, будет иметь возможность пользования услугами связи, предоставляемыми данной системой. Малогабаритный терминал системы «Гонец-Д1М» является универсальным, но не привязан жёстко к определённым условиям эксплуатации. Абоненту присваивается единый сетевой номер, по которому он может зарегистрироваться

на любой из региональных станций или непосредственно на КА (как удалённый пользователь). Связь обеспечивается с помощью малогабаритной антенны, устанавливаемой на подоконнике, на крыше дома, в автомобиле пользователя или в любом подходящем для этого месте .

АТ имеет ряд существующих и перспективных модификаций, отличающихся предоставляемыми услугами, а также местами их установки (стационарные помещения подвижные объекты, необслуживаемые датчики контроля).

В статье рассмотрена актуальная задача создания отечественной низкоорбитальной спутниковой системы связи. Проведен анализ характеристик составных частей системы и определены основные направления её дальнейшего развития. Создание национальной системы персональной спутниковой связи на базе низкоорбитальных КА является приоритетным направлением государства для решения широкого круга задач обороны и безопасности, социально-экономического развития России и науки.

Библиографический список

1. Камнев В. Е., Черкасов В. В., Чечин Г. В. Спутниковые системы связи. М. : Альпина Паблишер, 2004. 536 с.

2. Имитационное моделирование спутниковых радиосетей / Н. А. Важенин, Ю. М. Галантерник, А. А. Каплунов и др. М. : Изд-во ОАО «НИИ ТП», 1993.

3. Спутниковые системы связи и вещания: справ.-ан. изд. М. : Радиотехника. 2008. Вып. 1. 384 с.

4. Малые космические аппараты информационного обеспечения / под ред. В. Ф. Фатеева. М. : Радиотехника, 2010. 320 с.

5. Глобальная многофункциональная система персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М» на базе ОГ КА «Гонец-М» и ОГ КА «Гонец-М1» с улучшенными техническими характеристиками: эскизный проект. Т. 1. Космическая система. ОАО «Спутниковая система «Гонец». М., 2009.

6. Глобальная многофункциональная система пер-

сональной спутниковой связи (ГМСПСС) на базе ОГ КА «Гонец-М» и ОГ КА «Гонец-М 1» с перспективными характеристиками систем спутниковой связи: эскизный проект. Т. 2. Космический комплекс

ГМСПСС «Гонец-Д1М»: кн. 3. Космический аппарат «Гонец-М1», пояснительная записка, ОАО «ИСС», Железногорск Красноярского края, 2009.

7. Глобальная многофункциональная система персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М» на базе ОГ КА «Гонец-М» и ОГ КА «Гонец-М 1» с улучшенными техническими характеристиками: эскизный проект. Т. 3. Связной комплекс. ОАО «НИИ ТП». М., 2009.

1. Kamnev V. E., Cherkasov V. V., Chechin G. V. Sputnikovyye sistemy svyazi (Satellite communications systems). Moscow, Pearson publisher, 2004, 536 p.

2. Vazhenin N. A., Галантерник J. M., Kaplunov A. A. et al. Imitatsionnoye modelirovaniye sputnikovykh radiosetey (Simulation of satellite radio networks). Moscow, Izd-vo OAO “NII TP”, 1993.

3. Sputnikovyye sistemy svyazi i veshchaniya: sprav.-an. izd. (Satellite communication and broadcasting systems. Reference and analytical edition). Moscow, Radiotekhnika, vol. 1, 2008, 384 p.

4. Malyye kosmicheskiye apparaty informatsionnogo obespecheniya (Small satellites dataware). Ed. by V. F. Fateeva, Moscow, Radiotekhnika, 2010, 320 p.

5. Global multifunctional personal satellite

SPACECRAFT of “Gonets-M1 with improved technical characteristics, design, vol. 1, Space system, JSC “Satellite system “Gonets”, Moscow, 2009.

6. Global multifunctional personal satellite

communication system (ГМСПСС) on the basis OG

SPACECRAFT of “Gonets-M”, and limited the

SPACECRAFT of “Gonets-M1 with promising

characteristics of the systems of satellite communication, rough draft, vol. 2, Space complex GMPSCS “Gonets-D1M”, bc. 3, spacecraft of “Gonets-M1”, Executive summary, JSC “ISS”, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Krai, 2009.

7. Global multifunctional personal satellite

communication system “Gonets-D1M” on the basis OG SPACECRAFT of “Gonets-M”, and limited the

SPACECRAFT of “Gonets-M1 with improved technical characteristics, design, vol. 3, Svyaznoy complex, JSC “NII TP”, Moscow, 2009.

© Кузовников А. В., Тестоедов Н. А., Агуреев В. А., 2013

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «гонцом»

Мы нашли 80 предложений со словом «гонцом». Также посмотрите синонимы «гонцом» .
Значение слова

  • Великий хан дал Марко Поло поручение и отправил его гонцом на запад.
  • Начиная работу над «Гонцом », Рерих не знал, что окончание Академии для него и других воспитанников Куинджи станет весьма необычным.
  • Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его.
  • Наверное, ни одна разведка не хочет быть гонцом , приносящим плохие вести, памятуя, что за это можно и головы лишиться.
  • Да будет угодно Вашей милости сообщить свою волю со следующим гонцом .
  • Британские корабли выбросили белый флаг и спустили на воду шлюпку с гонцом .
  • И ты из тех людей одного, которые в поиманье сидят, отпусти и своего человека с ними к нам пришли гонцом .
  • Тем временем у колодца скопилось много караванщиков и новости, привезенные гонцом , стали общим достоянием.
  • Ни послом, ни посланником, ни даже «гонцом » (официальным курьером, доставлявшим правительственные депеши) Нёвилль не был.
  • Антоний отправил в Египет гонца и велел Клеопатре явиться к нему для объяснений.
  • Он послал гонца за лекарем к царю Египта Амасису.
  • Она неизбежна, и усталая фигура гонца не дает ответа, как, каким образом ее можно предотвратить.
  • На смену первому гонцу прибыл второй, с тем же самым посланием, а когда принц выпроводил и его, примчался третий.
  • Предлог был таков: перехватили тверского гонца с грамотами к Казимиру.
  • Защищавший этот форпост афинский стратег Евкл послал гонца к Фукидиду с просьбой о помощи.
  • Наивный юноша не ведал, что его, по выражению летописца, готовят на роль жертвенного барашка, что Асаф Хан уже тайно послал гонца к Хурраму.
  • Моим заданием было отправить гонца к Императору в тот момент, когда у меня появится какая-либо новая информация.
  • Возврат последовал, когда от гонца , нарочно посыланного в Коломну, получено известие, что «все спокойно».
  • Плятт разрывался, собирая послания, поднимая посох и самого гонца , который, кряхтя, ронял их опять.
  • Заключив соглашение с французами, Дрейк отправил гонца к марунам.
  • Гонца от военного министра герцога де Фельтра срочно провели к императрице, и он объяснил, что же произошло в Париже.
  • Фридрих Великий в это время послал в Берлин гонца , чтобы приказать своей семье покинуть столицу.
  • Только одному гонцу удалось добраться до Эворы, да и тот был убит на обратном пути крестоносцами.
  • Утром к нам прискакал гонец из Парижа, и мы поняли причину салюта на английском корабле.
  • Мне амир Хусайн через гонца прислал приглашение войти в город.
  • Он передал через гонца , что у нее остался один способ выяснить правду.
  • Резухин сразу же после происшествия отправил гонца в ставку «Толстого вана», где, по последним сведениям, и находился барон.
  • Я был в Стокгольме, когда прискакал гонец из Парижа и сообщил, что, по слухам, голодные толпы готовятся идти на Версаль.
  • Но тот ее так и не получил: через несколько дней после прибытия в Тир гонца с этим известием он был убит.
  • Он немедленно послал гонца с наказом Гистаспу, отцу Дария, бдительно следить за сыном до тех пор, пока царь не вернется из похода.
  • Клеопатра отправила гонца к Октавиану с дарами.
  • Те спустились в шлюпку и через короткое время доставили гонца к Хиксому.
  • Они поспешили отправить гонца к Ивану Грозному, чтобы сообщить ему об этом замечательном событии.
  • Письмо отправляет анонимно, через гонца .
  • Гонец из Экбатаны, догнавший их полк, привез поздравления от царя Астиага и сообщение о рождении в Парсагардах второго сына Кира.
  • Хитрая Ольга, чтобы обмануть Мала, тут же отправила к нему гонца с сообщением о том, что согласна стать его женой.
  • Выслали в Варшаву гонца , тот призвал варшавян к «ганнибаловой» клятве о полной тайне и передал задание.
  • Казакам удалось поймать французского гонца , который с несколькими пакетами направлялся из Парижа к Наполеону.
  • Возвращая гонцу присланные Франсуазой слитки золота, он велел передать на словах своей «бывшей королеве сердца»: «Верните ей все это.
  • Последние окружили остров и послали к Генриху гонца с донесением о произошедшем.
  • Вечером гонец принес Наполеону известие о том, что казаки приближаются к Монтеро.
  • Наконец Третьяков подходит: «Отдадите «Гонца » за 800 рублей?» А он стоил тысячу, о чем говорить!
  • Не упустил случая противодействовать верховникам и Феофан Прокопович, тоже отправивший в Митаву своего гонца .
  • Враги обступили город со всех сторон, так что нельзя было ни выйти из города, ни гонца послать.
  • Итого нас должно быть одиннадцать человек, включая Пашу (нашего «гонца »), который не поедет в Индию (у него нет загранпаспорта).
  • Возницын многократно выполнял дипломатические поручения в Турции, Польше, Австрии и Венеции в качестве участника посольств и гонца .
  • Необходимо срочно снарядить гонца в город и гонец был назначен.
  • Под утро все листы были заполнены и переданы гонцу , чему тот был невероятно удивлен.
  • Они дико ох***ли и тут же послали гонца «в нумера».
  • Он направил в Египет гонца со свадебным предложением.
  • Направил в лагерь турок гонца с известием о капитуляции, осада прекратилась.
  • Принц кивком отослал гонца , но с места не сдвинулся.
  • Мал, естественно, обрадовался известию киевского гонца и не заподозрил обмана.
  • К Александру послали гонца , который должен был сообщить ему о приезде отца.
  • Сам я этого гонца , скорее всего, не видел, но в памяти моей накрепко засели известие о нём и плач женщин по всему селу.
  • Поэтому и прислал гонца за монахом Андреем Рублёвым, о котором все вокруг говорили как об очень искусном изографе.
  • Это полотно большинство критиков отнесли к «новой живописи», в отличие от «Гонца », бывшего образцом классической русской живописи.
  • Сначала он послал к своей дочери Фатиме гонца , чтобы узнать, действительно ли она общается теперь со Смердисом, сыном Кира.
  • Так, еще одна песня повествует о том, как «владыка, судьбой гонимый» тайно посылает к своей супруге гонца .
  • Леонардо послал гонца к отцу, чтобы сообщить, что работа завершена.
  • Но вот заскрипели ворота: гонца из Москвы впустили и повели в монастырскую трапезную, чтобы подкрепился с дороги.
  • Я послал «гонца » за водкой и закуской, но он вернулся только со шкаликами коньяка и без закуски.
  • Предложение являлось плодом вдохновения, и мы немедленно послали гонца к Абдулле.
  • Застигнутый врасплох, Феодосий послал гонца к Валентиниану Третьему, советуя ему задобрить гуннов и отдать им Гонорию.
  • Это сделать мог только консул, (6) а послать к нему гонца с письмом через Италию, занятую карфагенскими войсками, было затруднительно.
  • Он удалился, подозвал какого-то парня, что-то ему быстро нашептал, мы поняли: послал гонца к рыбакам на пирсе.
  • Беки испугались совершить ошибку, позволив гонцу увидеть царевича в таком состоянии.
  • И когда божественный Юпитер послал к Энею гонца с приказом плыть в Рим, Дидона предпочла смерть на костре разлуке с любимым.
  • Он так поверхностно отнесся к факту ее смерти, что мы узнаем о ней только через гонца .
  • Они ни о чем не подозревали, когда Ольга прислала им очередного гонца .
  • Сейчас же мы послали гонца к племени бени Атийе, сильному народу, живущему на северо-востоке.
  • Через две недели бадмаевский посланец появился у Илиодора, но тот уже передумал и на глазах гонца подлинники «заменил копиями».
  • Поэтому они тут же послали в Киев гонца и сообщили жениху о своем согласии отдать ему в жены принцессу.
  • Он послал к ее двору гонца , притворяясь, что ищет себе жену, но осмотрительная Томирис поняла, что Киру нужно кое-что другое.
  • Затем оно было запечатано с соблюдением всех церемоний и отдано гонцу , который немедленно отправился в Лхасу.
  • В тот хмурый зимний день девятого декабря 1542 года, когда за окнами стоял непроницаемый туман, в ворота замка Фокленд постучал гонец .
  • Помпей отправил к царю гонца с известием о своем прибытии и просьбой о помощи.
  • Послали гонца с приказом отменить экзекуцию сына египетского царя, однако он прибыл слишком поздно.
  • Гонец с печальным известием прискакал к вечеру: отец скончался утром и прошло несколько часов, пока послали гонца .
  • Узнав почерк капитана, Хиксом согласился выслушать гонца .

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.