Как включить сведения о программном обеспечении в единый реестр российских программ для эвм и баз данных. Новейший реестр программного обеспечения российского происхождения Реестр программного обеспечения российского производства

В середине августа Минкомсвязь в лице директора департамента развития высоких технологий Салавата Мигранова объявило, что уже осенью этого года реестр российского ПО станет работать по новым правилам. По словам чиновника необходим переход от экстенсивного роста реестра к качественному. Помимо этого, будут устранены некоторые прорехи в правовом регулировании импортозамещения в сфере ИТ. Новые правила также установят дополнительное требование об отсутствии принудительного обновления и управления конкретным программным обеспечением из-за границы. Ознакомиться с текстом законопроекта можно . Очевидно, что анонсированные Минкомсвязью перемены в работе реестра отразятся как на российских разработчиках ПО, так и на госзаказчиках. В ожидании конкретики попробуем порассуждать, к чему это все приведет.

Немного теории

Для включения программного продукта в реестр российского ПО разработчику необходимо подать в Минкомсвязь заявление в электронном виде, дождаться его публикации, после чего заявка будет рассмотрена экспертным советом, в который входят представители ИТ-компаний. На основании решения совета министерство выпустит приказ о включении в реестр либо об отказе. Вся процедура занимает около 70 дней.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие исключительное право разработчика на ПО. Также необходимо предоставить экземпляр продукта без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования софта. Кстати, новые правила работы реестра содержат более туманные формулировки. Ссылаясь на члена экспертного совета, издание пишет, что теперь разработчики могут приложить к заявке не продукт целиком, а только его элементы, что существенно затруднит экспертизу.

Страсти вокруг реестра

В 2016 году достоянием общественности стало президента НП «Руссофт» Валентина Макарова директору департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрию Чернову, которое касалось непрозрачности процедуры принятия решений о включении программных продуктов в реестр. По мнению Макарова, члены экспертного совета не всегда могут «избежать разночтений, ошибок, конфликта интересов при вынесении решений». Однако предложенная им возможность создания процедуры апелляций, в том числе с привлечением независимых экспертов, пока осталась нереализованной.

На непрозрачность процедуры включения в реестр указывали и другие участники рынка. Компания «ИСЕТ Девелопмент» оспаривала решение Минкомсвязи об отказе включить в реестр антивирусное решение Eset. В октябре 2016 года суд вынес решение в пользу ведомства, мотивировав это тем, что «ИСЕТ Девелопмент» не имеет сертификата для разработки ПО, в котором реализованы функции защиты конфиденциальной информации. Участники рынка посчитали это формальной причиной и предположили, что реальная заключается в том, что «ИСЕТ Девелопмент» как дочерняя компания словацкого производителя не смогла доказать, что ее продукт является российским. В подтверждение этому глава Минкомсвязи Никифоров поприветствовал решение суда, отметив, что довольно часто зарубежные компании пытаются представить свои разработки через дочерние структуры в России, чтобы включить их в реестр.

Наглядный пример: в августе в реестре российского ПО был продукт американской компании Hewlett Packard Enterprise. «Русская» версия программы ArcSight носит название «Ankey SIEM». При этом указано, что исключительные права на ПО и все его компоненты принадлежат разработчику ООО «Газинформсервис». В HPE открыто , что таким образом они локализуют свои продукты для продажи их в государственные структуры.

На этом фоне интересно выглядят сообщения о том, что в реестр не вошла операционная система «ОСь», разработанная «дочкой» «Ростеха», компанией НЦИ. Основанием для отказа: НЦИ не предоставил экспертному совету документы, подтверждающие исключительные права на систему, а также лицензию ФСТЭК. История достаточно громкая, поэтому скажу только основное. В самой НЦИ , что «ОСь» основана на свободном программном обеспечении и программных модулях собственной разработки. Однако по члена экспертного совета Натальи Касперской, в заявке, напротив, было указано, что это проприетарное ПО. Как будет развиваться ситуация - покажет время, а пока НЦИ подал заявку.

Есть и другие интригующие случаи: так, в июне 2016 года без каких-либо комментариев со стороны Минкомсвязи из реестра ранее включенные в него продукты на базе решений IBM и EMC, в том числе разработки «КРОКа», «Логики Бизнеса» («дочка» «АйТи»), «К-МИС», «Метамодель групп» и др. Сам факт, что продукты были исключены из реестра, а не получили отказ по итогам рассмотрения заявки, свидетельствовал о незрелости процедур работы экспертного совета на тот момент.

Миллиарды мимо бюджета

Десятки миллиардов рублей ежегодно необоснованно уходят к иностранным производителям ПО, Минкомсвязь. В связи с этим ведомство совместно с ФАС намеревается жестко наказывать госструктуры и компании с государственным участием, использующим зарубежный софт при наличии российских аналогов. В мае Николай Никифоров предложил и вовсе обложить налогом такие госучреждения, размер сбора может составить 5% стоимости на то иностранное ПО, которое можно было бы заменить отечественным.

Что и говорить, переход от софта мировых производителей на разработки своих соотечественников - дело нешуточное. Необходимость тратить время и ресурсы на проекты по миграции на новое ПО, а также риски таких проектов отпугивают заказчиков и толкают их на поиск обходных путей. Широко практика приобретения вычислительной техники с предустановленным софтом, а также «завуалированной» закупки иностранных программных продуктов под видом услуг, например, SaaS, аренды оборудования с предустановленным софтом или техподдержки, включающей обновление ПО.

После вступления в силу изменений, касающихся работы реестра, такие схемы работать больше не будут. Заказчиков обяжут закупать ПО отдельно от вычислительной техники, и таким образом ограничения нельзя будет обойти. Это обернется дополнительными расходами на миграцию на отечественный софт, но в некоторых случаях часть затрат компенсируется за счет меньшей стоимости российских разработок.

Не числом, а умением

На сегодняшний день реестр содержит сведения более чем о 4000 программных продуктах, которые официально признаны российскими. С учетом того, что реестр задуман как инструмент реализации импортозамещения, а не просто как перечень всех имеющихся ИТ-продуктов российского происхождения, крайне важно обеспечить объективную оценку соответствия ПО требованиям госзаказчиков. Но это сделать очень трудно, и вот почему. Действующая на данный момент процедура подачи заявки не предполагает какой-либо экспертизы на предмет соответствия программных продуктов тем или иным требованиям заказчиков. Иначе говоря, задача экспертного совета - подтвердить или опровергнуть российское происхождение ПО, а уж его функциональность, надежность, безопасность остаются на совести разработчика. Госзаказчикам не позавидуешь: даже несмотря на поддержку Минкомсвязи (методические материалы, таблица соответствия российского ПО иностранным аналогам и т. п.), задача выбора программных продуктов, мягко говоря, затруднена. Если уж совсем образно выразиться, то это выбор одного из сотен «котов в мешке».

Обозначенная министерством перспектива качественного роста реестра внушает надежду, что в будущем к программным продуктам, претендующим на включение в него, будут предъявляться более развернутые требования, соответствующие интересам заказчиков. Разработчикам при этом придется сфокусироваться не столько на организационных вопросах, сколько на функциональности своего ПО, на что потребуется и время, и немалые затраты. Но в итоге повысится конкурентоспособность и клиентоориентированность продуктов, а от этого выиграют все.

Уважаемые коллеги!

Интересный и полезный материал для государственных и муниципальных заказчиков размещён на сайте Экспертного центра электронного государства d-russia.ru. Данный материал содержит пошаговую инструкцию по применению постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Реестр российского ПО – инструкция для госзаказчиков

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) обоснование невозможности соблюдения запрета. Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден постановлением правительства от 16.11.2015 г. № 1236 .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу (пример сравнения программных продуктов ).

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в приложении .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

Постановление Правительства РФ от 23 марта 2017 г. № 325 “Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных”

В соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения;

изменения, которые вносятся в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6600).

2. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам при осуществлении закупок программ для электронных вычислительных машин и баз данных для обеспечения государственных нужд, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, обеспечивать выполнение дополнительных требований, утвержденных настоящим постановлением.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

утвердить порядок и методику подтверждения соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, дополнительным требованиям, утвержденным настоящим постановлением;

привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;

в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления, обеспечить подтверждение соответствия программного обеспечения, включенного в реестр российского программного обеспечения, дополнительным требованиям, утвержденным настоящим постановлением.

4. Изменения, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 марта 2017 г. № 325

Дополнительные требования
к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения

I. Общие положения

1. Настоящий документ определяет требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, в части состава и функциональных характеристик программного обеспечения, предназначенного в том числе для автоматизации функций работников федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации при выполнении должностных обязанностей (далее соответственно - пользователи, программное обеспечение).

2. Информационная поддержка пользователей (далее - сопровождение пользователей) должна оказываться в соответствии с настоящим документом на всей территории Российской Федерации без ограничений.

II. Требования к составу, функциональным характеристикам и среде функционирования офисного программного обеспечения

3. К офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Офисное программное обеспечение состоит из автономного и (или) сетевого программного обеспечения и клиентского программного обеспечения. Офисное программное обеспечение может представлять собой совокупность взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Офисное программное обеспечение должно обеспечивать работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям, и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании.

5. В случае наличия в офисном программном обеспечении функции идентификации и аутентификации пользователей должна обеспечиваться возможность идентификации и аутентификации пользователей с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Интерфейс офисного программного обеспечения должен быть реализован на русском языке. Интерфейс офисного программного обеспечения может быть реализован с использованием дополнительно других языков.

7. Офисное программное обеспечение не должно требовать установки иного программного обеспечения (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории Российской Федерации, за исключением операционных систем.

8. Обновления офисного программного обеспечения должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя офисного программного обеспечения или уполномоченных сотрудников.

9. В случае доступа пользователя к офисному программному обеспечению с использованием средств интернет-браузера офисное программное обеспечение должно обеспечивать возможность использования интернет-браузеров не менее чем 3 различных правообладателей исключительных прав на программу для электронных вычислительных машин или базу данных (правообладателей, групп правообладателей), сведения об одном из которых включены в единый реестр российского программного обеспечения.

10. Офисное программное обеспечение должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о защите информации и о защите персональных данных в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача данных по каналам связи, в том числе текстовых сообщений и (или) электронных документов, голосовой, звуковой, визуальной и иной информации, с использованием офисного программного обеспечения должна осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации и о связи.

11. Функциональные характеристики офисного программного обеспечения и среды его функционирования должны соответствовать следующим требованиям:

а) требования к среде функционирования офисного программного обеспечения:

офисное программное обеспечение, за исключением операционных систем, должно работать под управлением следующих операционных систем:

для автоматизированного рабочего места пользователя (персональная электронная вычислительная машина или устройство терминального доступа) - под управлением не менее 2 различных операционных систем, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения, и операционных систем Microsoft Windows (версии 7 и выше), сертифицированных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите информации;

для серверного оборудования - под управлением не менее 2 операционных систем, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения, и операционных систем Microsoft Windows Server (версии 2008 и выше), при этом для обеспечения функционирования офисного программного обеспечения под управлением операционных систем для серверного оборудования могут быть использованы средства виртуализации;

для абонентских устройств радиоподвижной связи - под управлением операционных систем Android, iOS;

операционные системы для автоматизированного рабочего места пользователя должны иметь в своем составе режим работы, позволяющий реализовать функционал офисного программного обеспечения, функционирующего и работающего в иных операционных системах, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

б) требования к коммуникационному программному обеспечению:

коммуникационное программное обеспечение, представляющее собой программное обеспечение для создания и обработки информации, а также взаимодействия пользователей посредством передачи информации с использованием телекоммуникационных каналов связи, в том числе защищенных каналов связи, и (или) локальных вычислительных сетей, с применением автоматизированного рабочего места и (или) абонентских устройств радиоподвижной связи пользователя, должно обеспечивать:

создание, просмотр, редактирование, копирование, вывод на печать информации, обрабатываемой с использованием коммуникационного программного обеспечения, и передачу с использованием телекоммуникационных каналов связи и локальных вычислительных сетей информации, в том числе с прикреплением электронных документов, электронных сообщений, включая текстовые сообщения, изображения, аудиофайлы и видеофайлы;

доставку пользователю уведомлений об электронных сообщениях, переданных иными пользователями коммуникационного программного обеспечения, на оборудование терминального доступа пользователя, на которое установлено коммуникационное программное обеспечение либо с использованием которого осуществляется доступ к коммуникационному программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании;

возможность отключения пользователем функции по доставке уведомлений о полученных им электронных сообщениях;

возможность сохранения и удаления текстовых сообщений и электронных документов на персональных электронных вычислительных машинах и на абонентских устройствах радиоподвижной связи;

возможность выполнения поиска по сохраненным текстовым сообщениям и электронным документам в случае отсутствия доступа пользователя к серверному программному обеспечению с использованием локальной вычислительной сети или отсутствия доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

возможность хранения электронных сообщений и электронных документов на персональных электронных вычислительных машинах, серверном оборудовании и абонентских устройствах радиоподвижной связи, а также передачи электронных сообщений и электронных документов в централизованное хранилище;

передачу текстовых сообщений и электронных документов, созданных пользователями с использованием коммуникационного программного обеспечения, в федеральные информационные системы;

возможность вывода на печать информации, обработанной с использованием коммуникационного программного обеспечения;

передача данных с использованием коммуникационного программного обеспечения может осуществляться по открытым каналам связи, а также защищенным каналам связи с применением шифровальных (криптографических) средств защиты информации, сертифицированных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

в) требования к офисному пакету:

офисный пакет, представляющий собой отдельное программное обеспечение или совокупность взаимосвязанного офисного программного обеспечения с унифицированным интерфейсом для создания, просмотра, редактирования, сохранения, удаления электронных документов, обмена электронными документами и осуществления иных способов их обработки, а также обеспечения возможности вывода при необходимости на печать информации, обработанной с использованием соответствующего программного обеспечения, должен обеспечивать функциональность не менее 4 из следующих типов программного обеспечения:

текстовый редактор;

табличный редактор;

редактор презентаций;

почтовые приложения;

коммуникационное программное обеспечение;

программное обеспечение файлового менеджера;

органайзер;

средства просмотра;

офисный пакет в части текстового редактора, табличного редактора и редактора презентаций должен обеспечивать совместную работу над электронным документом группы пользователей, в том числе с возможностью записи изменений в электронном документе в режиме реального времени;

офисный пакет должен соответствовать требованиям, предъявляемым к функциональным характеристикам соответствующего программного обеспечения;

г) требования к почтовому приложению:

почтовое приложение, представляющее собой программное обеспечение (далее - программное обеспечение электронной почты) для просмотра, создания, редактирования, удаления, сохранения, вывода на печать, а также передачи сообщений электронной почты, должно обеспечивать:

создание, редактирование, удаление и передачу электронных текстовых сообщений и прикрепление к ним электронных документов, автоматическое сохранение электронных документов и сообщений электронной почты;

создание, удаление, переименование каталогов сообщений электронной почты в электронной почтовой системе (далее - каталоги электронной почтовой системы);

возможность сохранения, удаления, копирования и перемещения сообщений электронной почты в каталогах электронной почтовой системы;

возможность поиска сообщений электронной почты в электронном почтовом ящике пользователя с использованием в том числе различных критериев поиска сообщений электронной почты;

создание, редактирование, удаление и передачу электронных текстовых сообщений в нескольких электронных почтовых ящиках (адресов электронной почты) с использованием единого пользовательского интерфейса;

отображение с использованием единого пользовательского интерфейса программного обеспечения электронной почты сообщений электронной почты из нескольких электронных почтовых ящиков пользователя (адресов электронной почты);

объединенное отображение сообщений электронной почты по темам с использованием единого пользовательского интерфейса;

автоматическое создание и изменение настроек подключенных электронных почтовых ящиков пользователя на всех устройствах пользователя, на которых установлено и используется программное обеспечение электронной почты;

создание, удаление, изменение порядка обработки сообщений электронной почты в соответствии с критериями, установленными пользователем, в том числе автоматическое перемещение сообщений электронной почты в каталоги электронной почтовой системы, отложенную отправку сообщений электронной почты на установленное пользователем время, автоматический ответ на полученные сообщения электронной почты;

создание, удаление, редактирование информации о пользователе и автоматическое добавление такой информации в создаваемое электронное сообщение;

возможность выбора пользователем адреса электронной почты иного получателя (получателей) сообщения электронной почты с использованием каталога пользователей организации и личного каталога пользователя;

возможность вывода на печать информации, обработанной с использованием программного обеспечения электронной почты;

возможность использования сертифицированных средств электронной подписи с применением квалифицированных сертификатов в целях обеспечения целостности передаваемых сообщений электронной почты;

информационно-технологическое взаимодействие между серверным программным обеспечением электронной почты и клиентским программным обеспечением электронной почты должно осуществляться в том числе с использованием следующих протоколов:

SMTP или ESMTP - для передачи сообщений электронной почты;

IMAP или POP3 - для получения сообщений электронной почты;

HTTPS - для взаимодействия с веб-клиентом электронной почтовой системы;

CalDav - для создания и получения информации о внесенных в календарь событиях;

CardDav - для создания и получения списка персональных контактов и списка пользователей организации;

в программном обеспечении электронной почты должны быть реализованы:

средства автоматического определения нежелательных сообщений электронной почты и их автоматического перемещения в соответствующий каталог электронной почтовой системы;

средства интеграции с внешним антивирусным программным обеспечением, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;

в целях обеспечения конфиденциальности сообщений электронной почты и электронных документов, обрабатываемых с использованием программного обеспечения электронной почты, в данном программном обеспечении должна быть реализована возможность интеграции с сертифицированными в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами криптографической защиты информации;

д) требования к органайзеру - органайзер, представляющий собой программное обеспечение для создания, редактирования, хранения, удаления и передачи сведений о контактах, задачах и событиях пользователя, должен обеспечивать:

создание сведений о контактах, задачах и событиях пользователя;

просмотр сведений о расписании в календаре пользователя;

удаление события из календаря пользователя;

редактирование события в календаре пользователя;

возможность поддержки совместной работы пользователей;

возможность разграничения прав доступа пользователей к информации;

возможность предоставления сведений о событиях пользователя иным пользователям;

обмен информацией между серверным программным обеспечением и клиентским программным обеспечением, установленным на автоматизированных рабочих местах пользователя и на абонентских устройствах радиоподвижной связи пользователя, который должен осуществляться в том числе с использованием протоколов обмена информацией CalDav;

е) требования к средствам просмотра - средства просмотра, представляющие собой программное обеспечение для просмотра электронных документов без возможности их изменения, должны обеспечивать возможность просмотра электронных документов, сохраненных в том числе в форматах, соответствующих различным расширениям электронных документов, включая bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, pptx, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odt, ods, odp, avi, mpeg, mp3;

ж) требования к интернет-браузеру - средства интернет-браузера должны поддерживать технологии html5, CSS3, javascript, а также иные технологии;

з) требования к редактору презентаций - редактор презентаций, представляющий собой программное обеспечение для просмотра, создания, редактирования, удаления и вывода на печать информации, обработанной с использованием редактора презентаций, и сохранения презентационных материалов в форме электронных документов, состоящих из набора слайдов, содержащих в определенном пользователем структурированном виде информацию, в том числе текстовую, графическую, табличную и аудиовизуальную информацию (далее - слайды), должен обеспечивать:

создание новых электронных документов презентаций, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, PPTX);

открытие существующих электронных документов презентаций, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, PPTX);

использование различных шрифтов для оформления размещаемой на слайдах текстовой информации;

оформление размещаемой на слайдах текстовой информации с использованием различных цвета и фона;

оформление размещаемой на слайдах текстовой информации с использованием устанавливаемых пользователем шрифтов полужирного, курсивного и подчеркнутого, а также произвольного размера шрифта;

обеспечение выравнивания текстовой информации по центру зоны размещения информации, по левой или правой границе зоны размещения информации, а также по ширине зоны размещения информации;

вставку в слайд и удаление из слайда графических и иных элементов, в том числе графических изображений, аудио- и видеоинформации;

настройку демонстрации слайдов;

вывод на печать слайдов с использование устройств печати документов;

демонстрацию слайдов, а также отображение информации, размещенной на слайдах, с использованием оборудования терминального интерфейса;

сохранение электронных документов презентаций в форматах, поддерживаемых программным обеспечением, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, PPTX) и Portable Document Format (PDF);

и) требования к табличному редактору - табличный редактор (редактор электронных таблиц), представляющий собой программное обеспечение для просмотра, создания, редактирования, удаления и сохранения электронного документа (в том числе табличного документа), должен обеспечивать:

создание новых электронных табличных документов, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) Office Open XML (OOXML, XLSX);

открытие существующих электронных табличных документов, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, XLSX);

ввод данных в таблицу;

удаление данных из таблицы;

редактирование и копирование данных, включая добавление, изменение, удаление и копирование содержимого ячеек и диапазонов ячеек таблиц;

оформление табличных данных, включая объединение и разделение ячеек таблиц, выбор шрифта, цвета вносимой информации, фона ячейки, оформление границ таблицы в целом и ее частей;

форматирование данных в ячейках таблицы, включая данные в форматах числовом, текстовом, денежном, финансовом и процентном;

поддержку возможности отображения графиков и диаграмм;

возможность создания и удаления листов электронного табличного документа;

возможность применения формул (в том числе математических) на русском и английском языках к данным таблицы, а также автоматическое отображение результатов расчета выбранных пользователем формул по выделенной ячейке или диапазону ячеек в строке состояния;

возможность отмены любой операции, совершенной в процессе редактирования, и возврата отмененных операций;

совместное редактирование таблицы без ограничения функциональности программного обеспечения;

использование шаблонов таблиц;

вывод на печать информации, содержащейся в таблицах, с использованием устройств печати документов;

сохранение таблиц в форматах, поддерживаемых программным обеспечением, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, XLSX) и Portable Document Format (PDF);

к) требования к текстовому редактору - текстовый редактор, представляющий собой программное обеспечение для просмотра, создания, редактирования и сохранения электронного документа, должен обеспечивать:

создание электронных текстовых документов, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, DOCX);

открытие существующих электронных текстовых документов, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, DOCX);

ввод данных в электронный текстовый документ, а также их редактирование;

подготовку электронных текстовых документов на бланках А0, A1, A2, A3, A4, A5, A6;

продольное расположение реквизитов на бланке электронного текстового документа;

установку произвольного размера абзацного отступа от левого края электронного текстового документа;

обеспечение возможности нумерации различных элементов списков;

возможность использования устанавливаемых пользователем шрифтов полужирного, курсивного, подчеркнутого, а также размера шрифта 10, 12, 13, 14 или произвольного размера;

возможность выделения текста на письме прописными буквами и вразрядку;

возможность выравнивания текстовой информации в электронном текстовом документе по центру, по левой и правой границе текстового поля, а также по ширине текстового поля;

возможность установки значения междустрочного интервала;

возможность установки отдельной нумерации для первой и последующих страниц электронного текстового документа, в том числе нумерации страниц по центру верхнего или нижнего колонтитула;

возможность установки отступа от границы верхнего поля электронного текстового документа;

возможность установки ширины верхнего, нижнего, правого и левого полей электронного текстового документа;

возможность отмены любой совершенной в процессе редактирования операции и возврата отмененных операций;

возможность записи исправлений в электронном текстовом документе;

совместное редактирование электронного текстового документа несколькими пользователями (до 10 и более пользователей);

возможность автоматической проверки правописания, синтаксиса и пунктуации в соответствии с правилами русского языка, в том числе с возможностью использования внешних электронных орфографических словарей русского языка;

сохранение электронного текстового документа в форматах, поддерживаемых программным обеспечением, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, DOCX) и Portable Document Format (PDF);

обеспечение возможности подготовки электронных текстовых документов на основании типовых шаблонов документов в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 и требованиями законодательства Российской Федерации в сфере организации делопроизводства и документооборота в деятельности государственных органов;

л) требования к программному обеспечению файлового менеджера -файловый менеджер, представляющий собой программное обеспечение для создания, копирования, переименования и удаления каталогов электронных документов, должен обеспечивать возможность удаления, копирования и перемещения электронных документов;

м) требования к справочно-правовым системам - справочно-правовая система должна:

обеспечивать постоянно действующий информационно-поисковый сервис по предоставлению правовых актов и справочно-информационных документов;

предусматривать сетевую версию справочно-правовой системы с регулярно обновляемым банком данных федерального и регионального законодательства, устанавливаемую в локальной вычислительной сети пользователя и позволяющую осуществлять работу со справочно-правовой системой в том числе при отсутствии доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

н) требования к программному обеспечению системы электронного документооборота - программное обеспечение системы электронного документооборота должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к информационным системам электронного документооборота;

о) требования к средствам антивирусной защиты - средства антивирусной защиты должны обеспечивать защиту данных, обрабатываемых с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к информационной системе, в которой используются средства антивирусной защиты, с возможностью оперативного мониторинга и анализа журналов событий с единой консоли администратора.

12. Офисное программное обеспечение в случае необходимости импорта (экспорта) данных должно обеспечивать возможность обработки данных в одном из следующих форматов:

Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010);

Office Open XML (OOXML, DOCX, XLSX, PPTX, проект ISO/IEC IS 29500:2008);

PDF/A-1, соответствующий стандарту ISO 19005-1:2005 "Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного сохранения. Часть I: Использование формата PDF 1.4 (PDF/A-1)" (Document management - Electronic document file format for long-term preservation - Part I: Use of PDF 1.4 (PDF/A-1) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

распространенные файлы обмена аудио- и видеоинформацией, электронными текстовыми документами (например, bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, rtf, txt, zip, avi, mpeg, mp3).

13. В офисном программном обеспечении должны быть реализованы и документированы программные интерфейсы (API) для интеграции с другими системами.

14. Офисное программное обеспечение должно обеспечивать совместимость с форматами документов на основе Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), а также Portable Document Format (PDF).

15. Эксплуатационная документация, поставляемая с офисным программным обеспечением, должна содержать материалы в электронной форме на русском языке, в том числе:

руководство пользователя;

руководство по установке;

руководство по администрированию;

системные требования;

информацию о новой версии программного обеспечения.

III. Требования к сопровождению программного обеспечения

16. Сопровождение пользователей обеспечивается посредством использования телефонной связи и средств электронной почты на русском языке в круглосуточном режиме.

17. Контактная и иная информация, необходимая для взаимодействия пользователей и правообладателя программного обеспечения в рамках сопровождения пользователей, должна быть опубликована на официальном сайте производителя программного обеспечения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 марта 2017 г. № 325

Изменения,
которые вносятся в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных

1. Пункт 4 дополнить подпунктом "н" следующего содержания:

"н) сведения о соответствии или несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - дополнительные требования).".

2. Пункт 19 дополнить абзацем следующего содержания:

"Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня включения сведений в реестр обеспечивает проверку и подтверждение соответствия программного обеспечения дополнительным требованиям в соответствии с утвержденными уполномоченным органом порядком и методикой подтверждения соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, дополнительным требованиям.".

Обзор документа

Установлены дополнительные требования к отечественному офисному ПО, включенному в Реестр российского программного обеспечения. Они будут применяться в рамках госзакупок.

К ПО относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.

В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников.

При этом для каждого вида ПО предусмотрены специальные требования.

Так, СПС должна обеспечивать постоянно действующий информационно-поисковый сервис по предоставлению правовых актов и справочно-информационных документов, а также предусматривать сетевую версию с регулярно обновляемым банком данных федерального и регионального законодательства, устанавливаемую в локальной вычислительной сети пользователя и позволяющую осуществлять работу с СПС в т. ч. при отсутствии доступа к Интернету.

Реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям.

Материал портала d-russia.ru

С 1 января в России действует закон , определяющий критерии отечественного происхождения программного обеспечения. Закон предписывает создание реестра российского программного обеспечения на основании этих критериев и наделяет Правительство РФ правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

В ноябре 2015 года правительство выпустило постановление , реализующее такой запрет для «программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств… для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Госзаказчик обязан прежде всего искать нужные ему программные продукты в реестре российского ПО, а если нужного ПО в реестре нет, то готовить мотивированное «обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Российский производитель ПО, в свою очередь, чтобы внести свой программный продукт в реестр, должен предпринять определённый ряд действий. Их последовательность такова (скачать инструкцию в формате DOC).

  1. Подготовительные действия. Необходимо «вписаться» со своим продуктом в классификатор ПО , используемый при построении реестра. Впрочем, это можно отложить до п.3, который ниже, но представление о классификаторе составить надо - не любой софт может войти в реестр.Для того, чтобы подать онлайн-заявку на включение программного продукта в реестр отечественного ПО, необходимо авторизоваться в единой системе идентификации и аутентификации как юридическому или физическому лицу. Как это сделать и где можно получить учётку ЕСИА - см. .
  2. Входим через ЕСИА на сайт реестра российского ПО и переходим по ссылке «Подать заявление »

  3. http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_1-1024x498.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_1.jpg 1317w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="282" />
  4. Подаём заявление, ответив на запрос учётной записи ЕСИА и заполняя форму: имя программного продукта (включая предшествующие имена, кнопка «Ещё» предусмотрена на случай, если таковых более одного). Пришло время указать класс продукта - список классов откроется в поле с фиксированным набором значений. Одного раза, впрочем, мало. Ту же, в сущности, процедуру придётся пройти повторно, указав код продукта по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. С классификатором реестра он стыкуется не вполне удачно (например, игровые программы в классификаторе реестра отсутствуют, зато имеются в общероссийском классификаторе), но всё равно придётся выбрать что-то подходящее, таково условие прохождения квеста.

  5. http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_2-1024x571.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_2.jpg 1157w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="323" />

    http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_3-1024x595.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_3.jpg 1123w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="337" />
  6. Откуда дуализм? Классификатор реестра разрабатывала Ассоциация российских производителей программ (АРПП) «Отечественный софт», а общероссийский требуется указать, очевидно, из неких бюрократических соображений. Но это не так уж важно. Важно другое - имеет смысл сходить на сайт АРПП «Отечественный софт», вот сюда , чтобы взглянуть на «одноклассников» вашего программного продукта - кандидата на попадание в реестр. Здесь перечислены ваши потенциальные конкуренты. Настоящими они с высокой вероятностью станут тогда, когда (и если) ваш продукт-кандидат попадёт в реестр.

  7. http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_4.jpg 1020w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="322" />
  8. Заполняем сведения о правообладателе. Тривиальная форма. Но не всё так просто, регулятор требует особой внимательности, исправить что-либо в заявке потом будет нельзяПромежуточный успех - сведения о правообладателе внесены в реестр.
    http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_6-1024x557.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_6.jpg 1128w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="316" />
  9. Теперь - сведения о программном продукте. Тоже тривиальная форма, на двух экранах.
    http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_7-1024x591.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_7.jpg 1106w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="335" />
    http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_8-1024x568.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_8.jpg 1113w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="322" />
  10. Отдельного внимания заслуживает поле, в котором указываются основания для признания за заявителем исключительных прав на программный продукт. Заполнять сведения можно в произвольной форме, лишь бы было убедительно - экспертный совет разберётся, имеете ли вы права на свой софт. А если не разберётся, то запросит дополнительные сведения, такая процедура тоже предусмотрена, см. ниже. Если есть свидетельство Роспатента - хорошо, не помешает, но обязательным оно не является.
  11. Заканчивается подача заявки электронной подписью (это может быть любая усиленная электронная подпись, единственное условие — удостоверяющий центр должен быть аккредитован Минкомсвязью) и отправкой заявления, текст которого сайт реестра сам любезно генерирует после заполнения всех форм, и отправкой подписанного заявления на рассмотрение.

После этого заявка на внесение программного продукта в реестр попадает в руки уполномоченного органа, т.е. Минкомсвязи, где выполняются формальные проверки на предмет соблюдения заявителем «Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (приведены в тексте постановления). На это даётся 10 рабочих дней со дня поступления заявления. По истечении срока либо заявление зарегистрируют, либо откажут в регистрации со ссылкой на нарушенный пункт упомянутых правил, о чём заявителя известят по электронной почте. В этом случае заявитель исправляет нарушения и начинает опять в первого пункта — подача заявления.

Проверяется также, верно ли указаны бенефициары (посредством СМЭВ запрашиваются сведения о владельцах компании-правообладателя). Если сведения фальсифицированы, повторную заявку нельзя будет подать раньше, чем через год.

Если заявление зарегистрировано, сведения об этом (без указания персональных данных заявителя) в течение суток публикуются на сайте реестра (пример).

Правительство утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения (ПО). Соответствующий приказ подписал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. В него вошли предложения по импортозамещению ПО, разработанные с участием отраслевого сообщества в соответствии с распоряжением Правительства РФ №98-р от 27 января 2015 года «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

Отраслевой план импортозамещения ПО включает в себя три блока , в каждом из которых намечены ключевые мероприятия, а также установлены сроки и этапы их реализации.

Первое направление плана предполагает предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за государственный счет. Оно сработает в сегментах рынка корпоративного ПО, в которых уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы, используемые в корпоративной среде.

Напомним, 27 марта 2015 года завершилось общественное обсуждение соответствующего проекта постановления Правительства РФ о преференциях отечественному ПО. Теперь до 15 мая Минкомсвязь России доработает проект с учетом замечаний других заинтересованных ведомств и результатов общественного обсуждения, и внесет его в установленном порядке в Правительство.

Кроме того, до 1 июля 2015 года совместно с заинтересованными ведомствами и российскими организациями ИТ-отрасли министерство проработает вопрос распространения преференций отечественному ПО при осуществлении закупок и на государственные компании и государственные корпорации.

Второй блок плана включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов . Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

До 1 июня 2015 года Минкомсвязь России вместе с заинтересованными отечественными ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями должна разработать и внести в Правительство РФ проект распоряжения о создании автономной некоммерческой организации (АНО), деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки ПО для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения. План устанавливает сроки разработки такого ПО до 2025 года включительно.

«По данному направлению считаем, что надо пойти по пути коллективной разработки ПО совместно с другими странами, в первую очередь странами БРИКС. Таких примеров в мире достаточно много, — отметил Николай Никифоров. — По результатам проработки с отраслью рассмотрим вопрос создания некоммерческой организации для развития таких коллективных разработок ПО и варианты государственного софинансирования ее деятельности, в частности по субсидированию затрат на фонд оплаты труда разработчиков».

Глава Минкомсвязи России обсудил государственную грантовую поддержку коллективной разработки критичного системного ПО с министром связи и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасадом 25 марта 2015 года и министром промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй 27 марта в ходе официальных визитов в Республику Индию и Китайскую Народную Республику. Данная форма поддержки предлагается в качестве единого подхода к демонополизации рынков ПО стран БРИКС.

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, таких как: ПО для промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта .

Ведомство планирует привлечение «умных» инвестиций в разработку в течение пяти лет специализированного индустриально-специфического ПО , в том числе за счет средств фонда «Росинфокоминвест» и других институтов развития в рамках соответствующих индустриальных консорциумов, включающих в себя ИТ-компании, отраслевых заказчиков ИТ-продукции, ведущие университеты и научные институты.

Соответствующий проект постановления, направленный на изменение механизма деятельности ОАО «Росинфокоминвест» в целях преимущественного инвестирования его средств в проекты по направлениям реализации плана, отобранные на конкурентной основе, планируется внести в Правительство РФ до 1 июня 2015 года.

Приказом также установлена необходимость разработки до 1 июля 2015 года Минкомсвязью России совместно с российскими ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями паспортов проектов импортозамещения по всем направлениям реализации плана с обоснованием необходимости мер государственной поддержки.

Подборка информации и статей про возможности импортозамещения.

Кроме того, немаловажными нормативными актами, регулирующими вопросы импортозамещения программного обеспечения, где прописано создание реестра российского программного обеспечения, являются:

  • Федеральный закон № 188-ФЗ от 29 июня 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • статья 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также на последней стадии принятия находится постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники».

Данные факторы служат хорошим стимулом работы в направлении импорто-независимости. Например участники машиностроительного и ИТ кластеров Камского ЦКР предлагают заменить на предприятиях машиностроительного комплекса программное обеспечение класса CAD/CAM/CAE, SCADA/ITM/PLM, MES, ERP, других семейств продуктами российской разработки.

Помимо этого предлагается проведение комплекса мероприятий по участию в поэтапной замене программного обеспечения, включая системы ERP, CRM, в государственных компаниях, государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях, государственных корпорациях, акционерных обществах с государственным участием, крупных холдингах.

Некоторые разработки предприятий кластера и вовсе не имеют импортных аналогов, так как разрабатывались с учетом российских стандартов САПР, ГОСТ, ТУ, иных нормативов, отечественной системы диспетчеризации и технологических процессов.

Тенденция последних лет в развитии промышленности - приобретение импортного оборудования включая:

  • шеф-монтаж зарубежными специалистами (командировки); гарантийное и сервисной обслуживание иностранными специалистами и зависимость от их квалификации;
  • лицензионная защита и прочие права иностранцев на результаты интеллектуальной деятельности (ограничение вмешательства в аппаратуру и программное обеспечение).

По ряду позиций контрольно-измерительных приборов, автоматики, приборов первичного учета, контроллеров, датчиков управляющих сигналов - реально возможно импортозамещение, не оказывающее влияние на гарантийные обязательства завода-изготовителя. Вариант реализации программы импортозамещения - формирование репутации разработчика программного обеспечения и элементов систем, например, контрольно-измерительных приборов, исполнительных механизмов.

Путин подписал закон о «запрете иностранного ПО»

Закон, предусматривающий создание реестра российских программ, а также возможность ввода ограничений на использование зарубежных товаров и услуг с 1 января 2016 г., подписан Владимиром Путиным.

Практически одновременно с этим Минкомсвязи «с разногласиями» внесло в Правительство проект постановления с аналогичными юридическими нормами.

Реестр отечественного ПО

Президент Владимир Путин подписал документ, вносящий изменения в федеральные законы «Об информации…» и «О контрактной системе в сфере закупок…», которые вступят в силу с 1 января 2016 г. За время своей подготовки эта законотворческая инициатива, вводящая ограничения на приобретение и использование ПО иностранных разработчиков, успела в прессе и бытовой речи получить название «закона о запрете иностранного ПО».

Первый из меняемых законов будет дополнен отдельной статьей «Особенности госрегулирования в сфере использования российских программ для ЭВМ и баз данных» и описывает создание реестра отечественного ПО и аспекты его формирования. Возможность устанавливать правила ведения реестра закрепляются за Правительством. Уполномоченный им федеральный орган госвласти сможет привлечь к формированию и ведению реестра специального оператора — организацию, зарегистрированную на территории РФ. Этот же уполномоченный орган станет утверждать соответствующий классификатор ПО для ведения реестра.

В соответствии с буквой закона, программы могут считаться отечественными, если исключительные права на них принадлежат Российской Федерации, либо ее гражданам, либо некоммерческой организации, управляемой без помощи иностранцев, либо коммерческой организации с суммарной долей российского участия более 50%. При этом ПО должно не нарушать гостайну, быть правомерно введено в оборот и свободно реализовываться на всей территории России.

Еще один критерий включения в реестр утверждает, что общая сумма выплат за рубеж по лицензионным и иным договорам, связанным с вопросами интеллектуальной собственности, не должна превышать 30% от годовой выручки правообладателя ПО от его реализации. Данный список требований в дальнейшем может быть расширен Правительством за счет дополнительных пунктов.

Отдельно конкретизируется, что организация будет считаться контролируемой иностранным лицом, если последнее сможет определять ее решения в силу преобладающего прямого и (или) косвенного в ней участия. Решение об отказе включения в реестр правообладатели ПО смогут обжаловать в суде в трехмесячный срок. Ограничения для зарубежного ПО

Изменения ко второму закону — «О контрактной системе в сфере закупок…» — описывают полномочия Правительства при помощи будущих подзаконных актов установить запрет или ограничения на допуск зарубежных товаров и услуг к участию в госзакупках. При этом для госзаказчиков предусматривается возможность обосновать невозможность соблюдения указанных запрета или ограничений.

Требования к содержанию подобных обоснований также должно установить Правительство.

Альтернативное законотворчество

Подписанный президентом документ был внесен в Госдуму группой депутатов — Леонидом Левиным, Алексеем Казаковым, Вадимом Деньгиным и др. — 9 апреля 2015 г. Спустя почти полтора месяца (18 мая 2015 г.), член Совета Федерации Людмила Бокова и депутат Надежда Шайденко внесли в Госдуму еще один законопроект, предполагавший изменения к закону «Об информации». Поправки также касались реестра отечественного ПО, хотя порядок его ведения был описан гораздо более поверхностно, чем у группы Левина. В результате 15 июня 2015 г. Совет Госдумы постановил вернуть законопроект его инициаторам «по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении». (Первое чтение документа Левина завершилось 22 мая 2015 г.)

Дополнение Минкомсвязи

Реестр российского ПО и ограничения на использование зарубежных товаров (на уровне ПО) при госзакупках фигурируют и в еще одной законотворческой инициативе. В начале текущего года Минкомсвязи разработало проект соответствующего постановления Правительства.

Как сообщили CNews в пресс-службе министерства, документ был внесен Минкомсвязью в Правительство 30 июня 2015 г. и по итогам рассмотрения в Аппарате Правительства должен быть вынесен на заседание Правительства. «Согласно проекту постановления заказчики смогут приобретать иностранное ПО только в тех случаях, когда сопоставимое российское ПО отсутствует или по своим функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам не соответствует обоснованным требованиям заказчиков», — отмечают в министерстве.

По данным исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Евгении Василенко, чья ассоциация принимала активное участие в составлении текста постановления, внести данный проект Минкомсвязи удалось лишь «с разногласиями» — со стороны Минфина и ФАС. Как поясняет Василенко, данное постановление не дублирует новый закон, а открывает путь к созданию требующихся для реализации его норм подзаконных актов.

В Минкомсвязи уточняют, что новым законом определяются «базовые» критерии включения программ в реестр отечественного ПО, но правила формирования и ведения реестра, а также преференции для включенного в него ПО устанавливаются постановлением Правительства.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) предназначен для расширения использования отечественной ИТ-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Реестр содержит перечень российского ПО, отечественное происхождение которого было подтверждено и для которого предусмотрена преференция при государственных и муниципальных закупках. Реестр формируется Экспертным советом по российскому ПО при Минкомсвязи России . Большинство голосов в совете имеют представители отечественной ИТ-отрасли.

Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных расположен по адресу: http://reestr.minsvyaz.ru .

Инициирование

Создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестра отечественного ПО) предусмотрено Федеральным законом №188 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» от 29 июня 2015 года.

Цели

Реестр отечественного ПО создан в целях расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, оказания государственной поддержки правообладателям ПО.

Сроки

29 июня 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон №188 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», который определил порядок и условия признания ПО происходящим из РФ, а также создание реестра российского ПО. В законе также были определены базовые критерии включения программных продуктов в реестр.

С 1 января 2016 года заказчики обязаны ограничить закупки ПО для государственных и муниципальных нужд программным обеспечением, включенным в реестр российского ПО, за исключением тех случаев, когда в нем отсутствует программное обеспечение с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками.